Форум ГСВГшников

Объявление

Форум в строю .

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум ГСВГшников » Ораниенбург/Oranienburg » Ораниенбург


Ораниенбург

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

http://gavailer.livejournal.com/112690.html
Ухоженный и милый Ораниенбург
7 декабря, 2010
В Германии, а точнее в федеральной земле Бранденбург, есть город Ораниенбург. Сюда мы поехали для того, чтобы посетить концлагерь Заксенхаузен. Об этом учреждении массового принудительного заключения мы поговорим в следующей записи, сегодня просто прогуляемся по городу. Ораниенбург очень тихий и уютный городок, достаточно ухоженный и милый.
http://s3.uploads.ru/j3Z9q.jpg
Что же интересного в Ораниенбурге? Во-первых, это концентрационный лагерь,
http://s2.uploads.ru/ZQdzX.jpg
во-вторых, дворец Ораниенбург в самом центре,
http://s6.uploads.ru/6i98g.jpg
ну и конечно ежегодная садоводческая выставка, которая проходит летом.
http://s6.uploads.ru/IVGL7.jpg
Дворец Ораниенбург был построен в середине семнадцатого века в Голландском стиле.
(Пышный дворец Ораниенбург – старейший памятник архитектуры барокко в земле Бранденбург. Он был построен в середине XVII века как резиденция голландской принцессы Луизы Генриетты Оранской, супруги курфюрста Фридриха Вильгельма.

К сожалению, внутреннее убранство дворца безвозвратно утеряно. Сначала в Ораниенбурге было решено построить хлопковую фабрику, затем здесь был химический завод, а во время Второй мировой тут разместились казармы войск СС, из-за чего здание неоднократно подвергалось бомбежкам союзных войск. Затем здесь размещался уже советский гарнизон, и к 1990 году Ораниенбург пришел в полный упадок.

Здание восстановили только через 10 лет. Удалось практически полностью отреставрировать красивый Оранжевый зал и несколько комнат. Теперь во дворце находится музей, посвященный Луизе Генриетте и эпохе немецкого Возрождения.)
http://s2.uploads.ru/myCEj.jpg

Он назван в честь Луизы-Генриетты Оранской (нем. Luise Henriette von Oranien), жены "Великого курфюрста" Фридриха Вильгельма I Бранденбургского (нем. Friedrich Wilhelm I. von Brandenburg).
http://s2.uploads.ru/Ip05D.jpg

Луизе-Генриетте удалось превратить пустынный район Бётцов, подаренный мужем, в образцовые угодья. Здесь возникли вызывающие восхищение парки, прекрасные сады, крестьянские дома голландского типа.
http://s7.uploads.ru/c4pN9.jpg
Шли годы, десятилетия, столетия... Город менялся.
http://s6.uploads.ru/aZSgz.jpg
Сейчас Ораниенбург местами выглядит так:
http://s7.uploads.ru/luGbm.jpg
http://s3.uploads.ru/T84RJ.jpg
http://s3.uploads.ru/cBOlb.jpg
http://s2.uploads.ru/Jkpxv.jpg
А кое-где и так:
http://s3.uploads.ru/mLK5N.jpg
Пенсионеры вышли на свежий воздух. Ну не дома же сидеть :)
http://s3.uploads.ru/y1KNV.jpg
http://s2.uploads.ru/1YS7t.jpg
Кстати, совсем забыл сказать, в Ораниенбурге повсюду встречаются расписанные электрические шкафы. Радует глаз!
http://s2.uploads.ru/d4s3y.jpg
http://s7.uploads.ru/6AQSG.jpg
Нам (да и Ораниенбургу) очень повезло с погодой и временем года. Приехали бы сюда в декабре, впечатление было бы совсем другое.
http://s2.uploads.ru/LgP5f.jpg
http://s7.uploads.ru/RJhWP.jpg
Осенью здесь очень красиво
http://s6.uploads.ru/NDmdp.jpg
http://s7.uploads.ru/HiLov.jpg
http://s2.uploads.ru/lMj39.jpg

Отредактировано Каптёр (07-02-2016 13:08:27)

2

2010-05-25
Юрий Серьёзнов
Ученик 2-3 класса 1970-1972 Ораниенбург

ОРАНИЕНБУРГ, ДО И ПОСЛЕ
немного воспоминаний от бывшего первоклассника школы 105
Последний день в Ареде
В лучах солнца из щелей дощатого пола поднимались тонкие почти невидимые струйки дыма.  На месте шкафа сложены большие фанерные ящики,  диван-кровать, на котором спали родители, уже продан. Та же участь постигла шкаф,  стол, изготовленный в ГДР, который было очень удобно раскладывать – если потянуть за половинки столешницы в разные стороны, то центральная часть поднималась и раскладывалась автоматически (нигде и никогда таких столов больше не видел).
Осень 1969 года, совсем недавно был первый звонок, первая пятёрка по письму,  первая четвёрка по счёту, нас, первоклашек, перевели из ДОСА (Дом офицеров Советской Армии), где занимались два первых класса, в «новую» школу, переделанную из гостиницы. Новую гостиницу построили рядом, а старую отремонтировали и отдали под школу. Старая школа - деревянная изба, была через дорогу, обогревалась пеками. А теперь паровое отопление, как во всех пятиэтажках нашего военного городка. Так что,  если раньше школьники обогревались в школе, то теперь будут мёрзнуть и в школе и дома.
Сегодня мы с мамой уезжаем на поезде от Нерчинска до Москвы, где живёт бабушка. Поезд прибывает поздно ночью. Он будет идти дней шесть. Там будет ароматный чай, с дымком и сахаром в упаковке по два кусочка, в тонких стаканах в подстаканниках, сопровождаемый нежным  звоном ложечек. Там по вагону будут носить в нержавеющих  плоских кастрюльках поставленных друг на друга ароматный борщ, суп с фрикадельками, кислые щи... А за окном леса и  леса, редкие землянки, домики обходчиков, полустанки, мосты…
Я лежу в своей кроватке и смотрю на эти то ли струйки дыма, то ли летающую пыль, на крашеные доски пола - раньше эти доски были покрыты «кошмами»  - толстыми войлочными коврами, из которых делают национальные монгольские (бурятские) «избы».
Наконец запах гари постепенно становился сильнее, и мама выпроводила меня на улицу. Мы живём на первом этаже пятиэтажки в угловой квартире,  в торце, под нашим окном находится плоская крыша входа в подвал. Я спускаюсь по ступенькам, открываю дверь вхожу внутрь,  делаю несколько шагов и останавливаюсь – за поворотом очень темно и ничего не видно. Возвращаюсь наверх, обхожу дом, меня обгоняет солдат, и сходу колотит каблуком сапога по подвальному окошку, забитому досочками,  которые под  его ударами  трескаются, и в образовавшуюся дыру валит дым. К дому подъехали пожарные машины, в одной из квартир в центре дома на первом этаже взломали пол  и пролили водой. Оказалось, загорелся кабель в подвале, долго тлел, а потом разгорелся . . .

Прошлой зимой в нашем доме батареи не столько обогревали, сколько холодили квартиру. Электроплиты не работали, так как строительство трассы высокого напряжения, ток от которой должен был поступить на плиты, шло не шатко не валко. Готовили на керосинках. На них грели баки с водой и вносили их в комнату для обогрева. Чтобы тепло не улетало в вентиляцию, её заклеили и поэтому на кухне, на стене, за которой  находился подъезд от пара намерзал лёд. Отец брал топорик и сбивал ведро льда, шёл в туалет и выкидывал его в ванну, где он и таял весной. Понятно, что о горячей  воде не могло быть и речи, а холодная иногда замерзала в трубах, и тогда приезжала водовозка.
После нашего отъезда зимой в доме полопались батареи, и все семьи офицеров были отселены.
И вот мы на станции. Днём светило солнце и казалось, осень ещё будет длиться, но вечером пошёл первый снег мягкий и невесомый.  Он размыл свет редких станционных фонарей, приглушил гудки паровозов,  лязг сцепки и стук колёс.
До прибытия поезда ещё много времени и мы с отцом оставляем маму в комнате матери и ребёнка, и идём в станционную столовую. Обеда не было из-за пожара и мне очень захотелось есть. Мне приносят фарфоровую тарелку вегиторианского прозрачного супа из зелёных листьев капусты. Вкуснота. Приходят рабочие-железнодорожники, им приносят не фарфоровые тарелки, а в миски из нержавейки, они едят с шумно и сосредоточенно.
Вот мы в поезде.  Отец остаётся на перроне, ему ещё надо добраться до Ареды. Вот и всё – прощай, забайкалье, место ссылки декабристов,  бескрайняя территория детства.
Отца перевели с Дальнего Востока в ГДР – от границы с Китаем, где было очень неспокойно, и совсем недавно был Даманский. Почему-то поехать сразу с отцом в Германию мы не можем, поэтому едем в Москву к бабушке и только летом 1970 окажемся в Ораниенбурге.
Брест – Берлин
(Как первоклассник в первый раз пересекал границу и что из этого могло получиться)
Первая поездка в ГДР. Мы едем опять вдвоём с мамой. Брест. Пограничники забрали паспорта  для проверки. Билеты у нас только до Бреста. Мама оставляет меня в поезде, а сама бежит в кассу за билетом Брест – Берлин. Там она встаёт в очередь в кассу и когда подходит к окошку, выясняется, что нужно идти в воинскую кассу и там реализовать воинское требование на выдачу билетов для членов семьи военнослужащего. Получив наконец билеты, она бежит на платформу и не находит поезда, в котором она меня оставила. 
Я сидел в купе. Мама ушла,   и мне оставалось только одно - смотреть в своё  окно. Вдруг поезд двинулся и ушёл от вокзала, остановился, встал между каких-то железных прямоугольных колонн. Напротив стояли вагоны, вокруг них забегали люди,  и вскоре и наш вагон и соседние начали незаметно подниматься, а колёса остались на месте, их откатили, а на их место вкатили другие по узкой колее рельс, потом нас медленно опустили эти самые колонны, и вскоре мы были у перрона. Но мамы всё не было и не было.
Мама металась по вокзалу и не могла понять, где же её поезд и ребёнок. Потом ей кто-то сказал, что номер поезда в Бресте изменяется, и она ищет поезд, которого уже нет.
Она вошла в вагон за несколько минут до продолжения пограничного контроля. Вышколенные, габаритные, выглаженные, подчёркнуто вежливые пограничники. Один возвращал ранее отобранные загранпаспорта, а другой досматривал вещи. Быстрыми и чёткими движениями он прощупал постели, потом потребовал багаж нашей соседки, щелкнули замки чемодана, ловким движением руки он откинул бюстгальтеры  и трусики, под которыми лежали блоки болгарских сигарет «ВТ» и советская  водка «Столичная».  В то время провести с собой можно было только два блока сигарет и две бутылки водки, остальное являлось запрещённым к вывозу и подлежало изъятию, при этом в течение двух недель или месяца это можно было забрать и увезти обратно в Союз. Из сумки движением фокусника погранец извлёк ещё два блока сигарет «Столичных».  Наши вещи погранцы даже смотреть не стали, а соседку с «контрабандой» отправили в «приёмный пункт» запрещённых к вывозу вещей. Возвратилась она с авоськой, с которой лежали пачки сигарет  из разорвавшегося блока. Эти сигареты добрые погранцы у неё не забрали.  Поезд тронулся, и соседка извлекла из сумки незамеченные две бутылки водки, купленные соседкой вместе с двумя изъятыми блоками сигарет  в Бресте.
Вот и граница позади и к нам приходят польские пограничники, приставляют два пальца к козырьку, смотрят паспорт, шлёпают печать, два пальца к козырьку и мы опять едем. Поразило то, что вдоль железнодорожного полотна растут деревья и их ветки цепляют вагон.
Остановка. «Гутен таг» - это уже немцы. Паспорт, печать, «Видерзеен».
Почему-то в памяти не осталось поездка от Берлина до Ораниенбурга.
Мы получили комнату площадью метров 20-30 в трёхкомнатной квартире на первом этаже двухэтажного дома.
Соседи.
(с песней по жизни)

И так мы получили комнату площадью метров 20-30 в трёхкомнатной квартире на первом этаже двухэтажного дома.
  Семья соседей занимала две комнаты большую и маленькую.
Утро! Утро начинается с рассвета… У нас утро начиналось с песен. Сначала из большой соседской  комнаты с народной песней в туалет или на кухню в полурасстёгнутом халате выпархивала, топоча пятками,  жена нашего соседа-прапорщика. За ней в коридор  выходил, нет, вылетал,  их трёхлетний сын с железной грохочащей  машинкой на верёвочке и с песней «отуся, отуся, отуся». Потом нехотя из своей коморки появлялся ещё один сын- семиклассник, и каждый сначала в ванне, потом  на кухне перед завтраком распевал своё.
Отопление было печное. В углу стояла на чугунных ножках печка, покрытая изразцами коричневого цвета. Топилась она брикетами - такими шайбами из торфа и угольной крошки. Встречались ещё и   прямоугольники с закруглёнными краями. Брикет привозили, наверное, раз в месяц, Вываливали его на чёрное пятно за домом и все бежали с вёдрами, корзинками, а один холостяк приходил с чемоданом и аккуратно укладывал туда брикет к брикету. У нас были на кухне и в туалете два ящика, куда и сваливали брикет. А еще было в подвале помещение, куда тоже можно было свалить брикет.
Наш сосед семиклассник топил печку сам. Он занимал маленькую, метров 7-9 комнату, и родители предоставляли ему максимум свободы. Однажды он заглянул к нам в комнату и пригласил посмотреть, как он топит печку, он был так горд собою, что я пошёл смотреть на показательную топку. В его комнате было не просто жарко, казалось, жар пустыни Сахары добрался целевым образом до этой комнаты. Он погасил свет, взял кочергу и провёл по железным частям печки  и в разные сторон полетели искры.

http://s2.uploads.ru/bu1As.jpg
Средняя общеобразовательная школа №105, ГСВГ, советского военного гарнизона, город Ораниенбург. Здание школы было построено в 1979 году, полностью демонтировано примерно в 2004 году.




Отредактировано Каптёр (07-02-2016 14:21:27)

3

История 239 отдельного гвардейского вертолётного Белгородского Краснознамённого полка в\ч 15426 Каунас, Фюрстенвальде, Брандис, Ораниенбург, Ефремово. (Первый полк СССР в который поступили вертолёты Ми-4 на войсковые испытания)
     
       10 июня 1938 г.   из эскадрилий 47-й авиационной бригады особого назначения (в состав  АБОН входили десантные и авиационные подразделения, 47-я АБОН была сформирована в 1936-м году) Белорусского военного округа (с 26 июля 1938 года Белорусского особого военного округа), переформируемых в воздушно-десантные, с выводом из их состава авиационных подразделений, на аэродроме Боровское  (7 км юго-восточнее Починка/60 км юго-восточнее Смоленска)
был сформирован 3-й тяжелый бомбардировочный  авиационный полк на самолётах ТБ-3.  Из десантников 47-й авиадесантной бригады особого назначения в городе Марьина Горка в 1938 году была сформирована 214-я воздушно-десантная бригада – предшественница 5-й отдельной бригады специального назначения.
       Уже в 1939 г. 2 экипажа полка принимали участие в боевых действиях на Халхин-Голе. Осенью 1939 г. полк обеспечивает поход войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. Выполнено 342 боевых вылета. С 11 декабря 1939 г. участвует в финской кампании. 25 декабря впервые наносит массированный удар по финским укреплениям, получив настоящее боевое крещение. За период войны совершено 318 боевых вылетов и 78  транспортных вылетов. 82 чел из личного состава полка награждены орденами и медалями СССР.В июне 1940 г. полк принимает участие в выполнении Правительственного задания по освобождению Бессарабии и Северной Буковины, выполнив 327 вылетов. 22 июня 1941г. дежурный по полку лейтенант Д.Волков (впоследствии Герой Советского Союза, генерал-майор) объявил боевую тревогу.
       Полк прошёл всю ВОВ под разными названиями.  22.06.41 - 05.03.42 - 3-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк. На вооружении имел самолеты ТБ-3 (http://ru.wikipedia.org/wiki/ТБ-3). Уже в ночь на 23.06.41 г. полк в составе 33-х самолётов ТБ-3 без потерь нанес удар по войскам противника в районах  Сопоцкина (Гродненский район),Венгрова и Сувалках(Польша). Вспоминает летчик Лукьянов:
"…Наш полк к этому времени находился восточнее Минска. Занимались учебно-боевой работой. Тренировали авиадесантную бригаду, которая находилась рядом, в парашютных прыжках… Мы по всему чувствовали, что война близка… И вот 22 июня 1941 года. Нас разбудили рано. Жили мы в это время в летних лагерях в сосновом бору в западной части нашего аэродрома Сенча (ю/з Марьиной Горки). По лагерю прошла команда: «Тревога, подъём, выходи строиться!» На линейке уже стоял капитан Стребулаев – командир нашей 1-й эскадрильи. В течение каких-нибудь пяти минут лётный состав уже стоял в строю…
  …В 21 час 30 минут наш полк приступил к выполнению первого боевого ночного задания. Враг из района Сувалки танковыми колоннами устремился на восток. Полку поставлена задача – разбомбить эти колонны. Четырёхмоторный корабль ТБ-3 подготовлен к полёту – заправлен горючим, водой, подвешены бомбы, заряжены пулемёты. Экипаж в количестве восьми человек во главе с командиром отряда старшим лейтенантом Засыпкиным и штурманом Федориным занял свои места. Воздушные корабли один за другим направились к цели. Тёмная звёздная ночь. Горят города Вильно, Каунас, Гродно. В 12 часов ночи приближаемся к цели. Сверху видны огоньки на шоссе из Сувалок. Вот она, цель! Штурман уточняет боевой курс. Бьют зенитки. Не сходим с курса. Штурман начинает бомбометание. Левый разворот. Сброшена ещё партия бомб. И так пять заходов. На земле пять пожаров и один взрыв. В 3 часа 30 минут приземлились на своём аэродроме".
Это был первый день из 1418 дней войны летчика Сергея Лукьянова. Потом не успевали получать все новые и новые задания, летали и ночью и днем, бомбили врага и его переправы, высаживали в тыл противника диверсантов и разведку, окруженным частям РККА доставляли необходимое, и все под огнем зениток и истребителей гитлеровцев. Горели и теряли друзей.
Писатель Константин Симонов в трилогии «Живые и мертвые» описывает реальный эпизод в начале войны, участником которого оказался сам. Речь идет об эпизоде, когда на глазах у героя его трилогии военного корреспондента Сенцова, а в реальности на глазах Симонова,  один за другим немцы сбивают несколько наших тяжелых бомбардировщиков летевших днём без прикрытия истребителей. Симонову, после выхода киноленты «Живые и мертвые», пришло письмо от «одного из этих» сбитых летчиков. Им оказался Андрей Семёнович Корень, летчик 3-го ТБАП,  которого вместе с его товарищами Константин Симонов в реальности тогда подобрал и доставил на полуторке до госпиталя.
На войне, как на войне.
А на следующую ночь 3-й тбап атаковал немецкие аэродромы в Сувалках, Бела-Подляске и Остроленке (Польша). Летом и осенью 1941 г. полк выполнял доставку горючего танкистам Западного фронта, наносил удары по колоннам противника в районах Минска, Бобруйска, Могилёва, Орши, Смоленска, Вязьмы и др. В районе Могилёва эскадрилья капитана Прыгунова разбомбила мост через реку Березину, задержав продвижение фашистских танков.   
       По Приказу Наркома Обороны осенью 1941 г. полк принимал участие в отражении немецкого наступления на Москву. С 09 на 10.10.41 г. самолеты полка нанесли удар по скоплению мотомеханизированных войск на станции Угрюмово (южнее Юхнова), в следующую ночь они бомбили неприятеля юго-восточнее Вязьмы и сбрасывали горючее окруженным войскам, а затем переключились на атаку занятых немцами аэродромов Боровское, Шаталово, Орша. В ночь на 23.02.42 г. тихоходный тяжелый бомбардировщик ТБ-3,  3-го тбап, на борту которого находилось командование 4-го воздушно-десантного корпуса, был атакован во вражеском тылу самолётом BФ-110. В одной из атак осколком снаряда был убит командир этого корпуса генерал-майор А.Ф. Левашов и ранено несколько человек. Проявив высокое мужество, находчивость и самообладание, командир корабля ТБ-3 майор А.И. Мосолов сумел приземлить сильно поврежденный бомбардировщик, высадил штаб десантников и, несмотря на полученное во время атаки повреждение двигателя, произвел взлет. Оказавшись в воздухе, он был вторично обстрелян Bf-110, барражировавшим поблизости. После двух атак фюзеляж ТБ-3 был изрешечен, один из членов экипажа убит. Но самолет не горел, держался в воздухе. Маневрируя, летчик ушел от истребителя и вернулся на свой аэродром. Майор С. Д. Криворотченко в ночь на 04.01.42 г.  в районе станции Мятлево произвел выброску бойцов и привел самолет под утро на аэродром. На самолёте механики насчитали 54 пробоины, но бомбардировщик благополучно совершил посадку. Приземлившиеся в тылу врага десантники перешли к диверсионным действиям: они подожгли на станции Мятлево два железнодорожных эшелона, в дальнейшем разрушили мост, захватили неприятельский обоз. 18 суток продолжалась их борьба в тылу врага, после чего горстка бойцов вышла в расположение 49-й армии.  За участие в отражении немецкого наступления на Москву весь личный состав части награждается медалью "За оборону Москвы".
               С 20.03.42 г. полк переименован в 3-й авиационный полк дальнего действия  и получает новую авиатехнику  -  самолёты  Ли-2 ("Дуглас" ДС-3). В августе 1942 г., когда враг рвался к Сталинграду и на Кавказ, полк перебазируется в г. Мичуринск и оттуда ведёт активную боевую работу. Здесь совершено 1185 боевых вылетов, сброшено на цели 1500 тонн бомб.  Заместитель командира аэ майор Криворотченко Сергей Данилович,  к октябрю 1942 г. совершил 115 боевых вылетов на бомбардировку важных объектов, выброску десантов и листовок в глубоком тылу противника.  3 ноября 1942 г. погиб при взлете на боевое задание из-за возникшего пожара на моторе. 31.12.42 г. С.Д. Криворотченко присвоено звание Героя Советского Союза посмертно (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=7696 ). Многие лётчики, штурманы, техники, стрелки-радисты и механики награждены орденами и медалями СССР. Весь личный состав – медалью "За оборону Сталинграда".
            После разгрома врага под Сталинградом, в апреле 1943г полк перебазируется на Кубань с целью нанесения ударов по аэродромам противника на Крымском полуострове. Ведя боевую работу с аэродромов Александровка и Армавир,  полк  совместно с другими частями, усиленно бомбардирует аэродромы противника Керчь, Джанкой.
             С июня 1943 г. полк принимает участие в сражении на Курской дуге, нанося удары по аэродромам и скоплениям войск противника. За 1943 г. полк совершил 3327 боевых и 184 транспортных вылета. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленный героизм ещё 3 человека становятся Героями Советского Союза: майор Мосолов А.И. (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8446); капитан Куракин Николай Семёнович (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=13326)  командир отряда, к апрелю 1943 года совершил 154 ночных и восемь дневных боевых вылета на бомбардировку объектов в глубоком тылу врага и уничтожение его живой силы и боевой техники;  капитан Волков Дмитрий Петрович (http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8457) штурман эскадрильи к июню 1943 года совершил сто пятьдесят успешных боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника; летал к партизанам, помогал частям советских войск, попавшим в окружение, выполнял другие задания командования. Он первым в дивизии освоил метод снайперских бомбовых ударов по малогабаритным целям, использовал в воздушных боях фотоконтроль.
              За мужество и храбрость, проявленные личным составом части с начала ВОВ, особенно при обороне Москвы и Сталинграда, полк получает наименование "гвардейский".
Приказом Наркома обороны СССР №. 274 от 18.09.43 г. преобразован в 23-й гвардейский авиационный полк дальнего действия.
С начала 1944г полк в числе других частей и соединений АДД участвует в подготовке  к прорыву блокады Ленинграда, нанося удары по целям на переднем крае обороны противника и тыловым объектам. В январе-феврале1944г участвует в налётах на столицу Финляндии г. Хельсинки, совершив 156 вылетов на этот город.
Летом 1944 г. полк выполняет задачи на участке Кишинёв - Яссы и на участках 1-го и 2-го Белорусских фронтов.
            30 августа 1944 г. за участие в снятии блокады Ленинграда Указом Президиума Верховного Совета СССР часть награждается орденом "Красного Знамени",  275 человек  личного состава - орденами и медалями.
           Осенью 1944 г. в сложных условиях принимает участие в оказании помощи словацкому восстанию. На аэродром "Три Дуба" доставляются бойцы Чехословацкого корпуса, оружие и боеприпасы, вывозятся раненые. За 1944 г. полк совершил 1449 боевых и 728 транспортных вылетов.
              За отличие в боях за освобождение г. Белгород полку присвоено почетное наименование Белгородский. Переименован Директивой Генерального штаба №. Орг/10/315706 от 26.12.44 г. в 239-й гвардейский бомбардировочный Белгородский Краснознаменный авиационный полк.
       С января 1945 г. по 9 мая 1945г полк ведёт боевую работу в полосе 3-го  Украинского фронта, участвуя в Будапештской, а затем и Венской операциях.
Войну полк заканчивает,  базируясь на аэродроме Кохановка в Польше. После окончания войны 29 июня, штурману старшему лейтенанту Просветову П.Д. присвоено звание Героя Советского Союза http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=16698
       Всего за время войны полк сбросил на врага 6000 т бомб, уничтожив 110 самолётов противника, 55 эшелонов с живой силой и боевой техникой, разбомблено 4 моста, 19 зенитных батарей, подавлено 16 прожекторов, взорвано 116 складов, создано 3527 очагов пожаров. В воздушных боях сбито 7 истребителей противника.  Перевезено 442 тонны военных грузов, выброшено 1526 парашютистов, 33,5 млн. листовок. Десантировано в тыл врага 863 разведчика-диверсанта. Всего выполнено 9 тыс. боевых вылетов.
В декабре 1945 г. полк был сосредоточен на аэродроме Воля-Оцепа (Польша), а в марте1946 передислоцирован на аэродром Цеханув, входя в состав бомбардировочных  авиадивизий и именуясь"239-й гвардейский авиационный Белгородский Краснознамённый полк дальнего действия". После ряда оргштатных мероприятий, полк переходит на новые штаты (вводится 4-я эскадрилья) и перебазируется в г. Черняховск, а затем в г Каунас.
Полк передаётся в состав 35 ТАД и переименовывается в "239-й гвардейский транспортный авиационный Белгородский Краснознамённый полк".
       Корейская война показала отставание СССР от США в области вертолетостроения. Единственной советской работоспособной машиной в то время был Ми-1, мелкосерийное производство которого велось с 1950 г. Советская винтокрылая авиация военного назначения родилась 28 октября 1948 года, когда на аэродроме города Серпухов было сформировано первое вертолетное подразделение – 26-я отдельная учебно-тренировочная авиационная эскадрилья на вертолетах Г-3 и Г-4. Эти вертолеты оказались очень «сырыми», не доведенными, поэтому настоящая жизнь в 26-й оутаэ, которой командовал подполковник Д. Афонин, началась лишь в 1951 году, когда в нее поступили первые советские серийные военные вертолеты Ми-1. В марте 1951 года здесь состоялись первые полеты. На базе эскадрильи 16 июля 1951 года сформировали и первый в истории советских ВВС вертолетный полк – 550-й оап. Его возглавил известный летчик-истребитель, участник освобождения Белоруссии от фашистов, Герой Советского Союза подполковник Иван Маслов http://www.peoples.ru/military/hero/maslov/. В октябре 1951 г. было принято постановление правительства о разработке двух вертолетов: среднего десантно-транспортного вертолета - в ОКБ М.Л.Миля и тяжелого транспортного - в ОКБ А.С.Яковлева. Уже через семь месяцев (!) после начала проектирования ОКБ М.Л.Миля выпустило первый опытный образец вертолета ВД-12 (Ми-4). Освоение серийного производства Ми-4 шло параллельно с изготовлением опытных экземпляров, что позволило уже в конце 1952 г. приступить к его войсковым испытаниям в  239-м гвардейском военно-транспортном  Белгородском Краснознаменном авиационном полку. Видео о создании Ми-4, на видео есть командир 239 полка п/п-к Ерофеевский А.П. http://video.mail.ru/mail/bashnik55/_myvideo/75.html?
       В декабре 1952 г. полк начинает получать и осваивать новую авиационную технику - вертолёты Ми-4. К началу 1953 г. первыми переучились на новую технику командир полка Герой Советского Союза гв.  п/п-к Ерофеевский А.П.(http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=5555) ,заместитель  по лётной  подготовке гв. п/п-к Коваленко,  гв. к-н Веселов ,ст. л-ты Батурин, Коляда ( в последствии командир части в Фюнстервальде), Сухих.  Личный состав успешно справился с этой задачей.
       Полк переходит на новые штаты и получает наименование "239-й гвардейский десантно-транспортный авиационный Белгородский Краснознамённый полк".   На 1953 г. поставлена задача: подготовить экипажи к полётам на вертолёте днём в ПМУ, а руксоставу - к полётам ДСМУ и НПМУ.  Обучить летчиков групповой слётанности в составе аэ.  Выполнено 3105 полётов на Ми-4 и 20 на Ми-1.
       Численность вертолетов в авиационном парке Вооруженных Сил СССР стала неуклонно расти: если в 1952 г. Министерство обороны СССР получило от промышленности 6685 самолетов и 38 вертолетов, то в 1954 г. - 5617 самолетов и уже 117 вертолетов. В 50-х в Каунасе был сформирован ещё один вертолётный полк, образовалась первая и последняя вертолётная дивизия (училища не в счёт). На воздушном празднике в Тушино в 1953-м году впервые демонстрировались вертолеты Ми-4 ведомые лётчиками 239-го полка. Лётчики получили боевые награды. Первые вертолёты приняли участие в  параде в 1951 году.  В городе Пушкино, Героем Советского Союза Масловым Иваном  Васильевичем,  впервые была подготовлена группа лётно-технического состава из 9 винтокрылых машин Ми-1 для участия в параде, посвященном Дню Воздушного флота.
       В 1954 г. полк участвует в учениях ПрикВО,  и с 36 вертолетов Ми-4  десантирует "ГАЗ - 67" и 120-мм миномёты. В 1954г освоены полёты на групповую слётанность ночью в ПМУ. В 1956г экипажи полка подготовлены к десантированию войск и боевой техники днём в составе полка, ночью - в составе эскадрильи.С появлением современного десантно-транспортного вертолета стала возможна отработка новых форм боевых действий войск. Так, 10 сентября 1956 г. во время учений после воздушного ядерного взрыва мощностью 40 килотонн примерно в 500-600 метрах от его эпицентра (через 40 минут после взрыва) с вертолетов Ми-4 был высажен десант 345-го парашютно-десантного полка (272 человека). Учения подтвердили возрастающую роль вертолетных десантов в современной войне. И уже в октябре-ноябре 1956 года полк принимает участие, впервые в истории вертолётной авиации СССР, в вооружённом конфликте в Венгрии. Заместитель командира авиаполка по боевой подготовке Лунин вспоминает: «В период с
6 по 13 ноября 1956 года 12 экипажей полка (Щукина, Манохина, Петровского, Линкевича, Краснова, Стаценко, Крейна, Жерлицына, Батурина, Сухих, Валейша и Исайкина) принимали участие в боевых действиях по подавлению мятежа в Венгрии, базируясь на аэродроме Текель.
Выполнялись полеты на перевозку раненых, офицеров связи, переброску средств связи и спецгрупп. Экипаж старшего лейтенанта Валейша выполнил 34 боевых вылета, 22 раза подвергался
обстрелу с земли. Перевез 30 человек тяжелораненых, 68 офицеров связи, за что был награжден
орденом Красной Звезды». Во время дислокации в Каунасе лётчиками полка спасено с льдин несколько десятков рыбаков в районе Калининграда, причём ночью в сложных условиях. Весной 1957 года лётчики полка спасли с крыш домов в городе Орске 6000 людей во время сильнейшего наводнения.
15 ноября 1959-м года полк перелетает на аэродром Фюрстенвальде в ГДР
часть Ми-4 были переданы в отдельные вертолетные эскадрильи, 12 передали в 3-ю аэ Шёнефельдского осап (который в 1961 году перебазировался на аэродром Шперенберг), а остальные отогнали в Каунас на ремонт и несколько передали в СГВ (Польша). Полк же получил почти все новые машины Ми-4А и Ми-6. Но поскольку в этом месте "скопилось" много вертолетов (Бранденбургская овэ, 3 аэ Шёнефельдского осап, да еще рядом, в Штраусберге формировался вертолетный полк ННА), то гвардейцев (у них были красные бортовые номера) перебросили, на аэродром Брандис,
на усиление южного корпуса в 1962-м году. Как появились в полку в полку Ми-6?  Воспоминания командира вертолёта Ми-6 Бардынина Геннадия Ивановича. «Летом 1961 года в селе Великая Круча под Пирятиным (Украина, Полтавская область) была сформирована 377 овэ (одна из двух самых первых на Ми-6 в СССР). Командир вэ майор Соколов Валентин Иванович, заместитель к-н Галкин, замполит к-н Дёмин, начальник штаба к-н Лесканов, старший штурман к-н Никифоров, командиры отрядов и вертолётов все из 239 гв. овп: к-н Журавлёв ( командир отряда) к-ны Басараб, Крайнюк, Шустров, Камкин... . Правые летчики все из расформированного в апреле в Умани 113 гв.иап в основном выпускники Армавирского ВАУЛ 1959 года: ст.л-нт Богданов, л-ты Бардынин, Щербинин, Айрапетов, Цыкалов, Орлик, Золотарёв, Гайдамака... Штурмана прибыли из расформированных  в Прикарпатье полков Ил-28: к-н Перепонов, ст.л-нт Тарасов, Гриневич, Кочелаба... Инженер эскадрильи к-н Ржавский, начальник тыла к-н Горик, ст.врач м-р Давыденко. Техсостав и механики были из только что расформированного в Великой Круче 111 гв. иап. Стрелки-радисты из ШМАСа, солдаты срочной службы. Лётный состав переучивался в Луганске. Командиры на вертолёт Ми-6, правые на Ми-4. В декабре 1961 г. эскадрилья перебазировалась в Ораниенбург. Командиры в два потока перегнали 10 Ми-6 и сразу приступили к интенсивному переучиванию правых. Весной 1962 года 377 овэ была расформирована и вошла в состав  239 гв. овп, который в то время базировался в Фюрстенвальде, а летом мы все перелетели в Брандис». В 1963 г командиром полка к гвардейцам прибыл по замене из Телави (тоже один из первых вертолётных полков) п-к Гуров. После прилета в ГСВГ из Каунаса целого вертолетного полка, у вертолетчиков Группы была большая "перетасовка". В ВА сразу появился летчик-инспектор по вертолетам, первым был п/п-к Сухих из 239-го гвардейского полка.
       Одним из первых в СССР,  полк переучился на Ми-8. В феврале 1969г первые три вертолёта, перегнали в Брандис. Первыми стали переучиваться на Ми-8 десять экипажей 1-й аэ, во главе с командиром Лебедь Виталием Николаевичем. Теоретические занятия  начались в декабре 1968, практические - в первых числах января 1969 г. В первой половине 70-х полком командовал полковник Нестеров Борис Александрович в последствии генерал. В середине 70-х полк перелетел в Ораниенбург (1977-1994)

http://s6.uploads.ru/bQ8Gq.jpg

Перебазированием полка, осенью 1977 года, руководил командир полка полковник Анисимов Николай Андреевич, впоследствии генерал, начальник ЦБП и ПЛС армейской авиации в Торжке, к сожалению, погибший в катастрофе на Ми-26. Первым наземным эшелоном ушла основная часть семей, так как было свободное жилье в Ораниенбурге, а остальные переехали по мере освобождения квартир семьями отдельной буксировочной эскадрильи на Ил-28. Когда уходил летный эшелон, то уже в Брандис садился отдельный вертолетный полк из Пружан (Ми-8, Ми-24). На новом аэродроме в Ораниенбурге начиналось обустройство, практически весь личный состав участвовал в строительстве хозспособом. После вывода ГСВГ полк дислоцировался в Ефремово, Тульской обл. (1994-1998) где и был расформирован в мае 98 г.
Благодарю ветеранов части: генерал-майора Нестерова Бориса Александровича, подполковника Валерия Беличенко, полковника Василия Вишневского и Бардынина Геннадия Ивановича за предоставленные материалы.
http://s7.uploads.ru/t/T3xZX.jpg

       На Боевом Знамени полка написано: «23-й гвардейский  авиационный полк дальнего действия».
Вначале 60-х все построения полка были на стадионе военного городка Брандис.

4

Бункер на аэродроме Ораниенбург

источник >Ссылка



http://s2.uploads.ru/t/F4LyR.jpg

http://s2.uploads.ru/t/lto74.jpg


http://s7.uploads.ru/t/GCxou.jpg


http://s2.uploads.ru/t/yGWnf.jpg


http://s7.uploads.ru/t/cQb5p.jpg

http://s7.uploads.ru/t/k8v5L.jpg

http://s2.uploads.ru/t/CZ0bR.jpg

http://s6.uploads.ru/t/J2f9a.jpg

http://s2.uploads.ru/t/M6KAs.jpg

http://s6.uploads.ru/t/A62aN.jpg

5

Бункер на аэродроме Ораниенбург

источник >Ссылка

http://s3.uploads.ru/t/81hrK.jpg

http://s2.uploads.ru/t/w9PAf.jpg


http://s6.uploads.ru/t/GvzKY.jpg

http://s3.uploads.ru/t/oYxXs.jpg


http://s2.uploads.ru/t/IDOZF.jpg

http://s7.uploads.ru/t/LJtmG.jpg

http://s2.uploads.ru/t/09fDE.jpg



http://s3.uploads.ru/t/m3LJA.jpg



http://s7.uploads.ru/t/A0yDv.jpg

http://s2.uploads.ru/t/jmnEl.jpg

6

Аэродром

источник >Ссылка

http://s3.uploads.ru/t/mtfl3.jpg

http://s2.uploads.ru/t/NJeWo.jpg


http://s3.uploads.ru/t/KGIYl.jpg

http://s2.uploads.ru/t/YtzFQ.jpg


Вид с самолета  :dontknow: солнечный парк

http://s2.uploads.ru/t/r2cMl.jpg

http://s3.uploads.ru/t/rCfjW.jpg

7

Фото времен  ГСВГ

источник >Ссылка

http://s7.uploads.ru/t/Spd2i.jpg

http://s6.uploads.ru/t/GYwpA.jpg

http://s6.uploads.ru/t/NKtgJ.jpg

http://s2.uploads.ru/t/xCce4.jpg

http://s2.uploads.ru/t/baxTf.jpg




http://s6.uploads.ru/t/8nBcR.jpg

8

12712,6 написал(а):

Фото времен  ГСВГ

источник >Ссылка

отличные фотки

9

12713,8 написал(а):

отличные фотки

Как я понял это фото ,, грибников '' Хорошая охрана аэродрома была  ;) говорят

10

Аэродром Ораниенбург

источник >Ссылка

Большой формат (фото кликабельны )

http://s6.uploads.ru/t/C6VjO.jpg

http://s2.uploads.ru/t/2BbLX.jpg

http://s3.uploads.ru/t/PdRpL.jpg

http://s3.uploads.ru/t/UxzDE.jpg

http://s2.uploads.ru/t/yVWtE.jpg

http://s6.uploads.ru/t/6nXCe.jpg

http://s6.uploads.ru/t/hF1kn.jpg

http://s3.uploads.ru/t/57iaM.jpg

http://s2.uploads.ru/t/fUXJ0.jpg

http://s7.uploads.ru/t/HdZWu.jpg

http://s3.uploads.ru/t/nb8t5.jpg

11

Аэродром ГСВГ Ораниенбург

Фотографии  МАРТ 2010 ГОД .

источник >Ссылка

http://s7.uploads.ru/t/UdZ3o.jpg

http://s2.uploads.ru/t/ieYFs.jpg

http://s2.uploads.ru/t/sAkLU.jpg

http://s3.uploads.ru/t/n6sNO.jpg

http://s3.uploads.ru/t/J2C5i.jpg

http://s2.uploads.ru/t/p4g0Y.jpg

http://s2.uploads.ru/t/OvVIM.jpg

http://s6.uploads.ru/t/YTR4X.jpg

http://s2.uploads.ru/t/oOTsg.jpg

http://s2.uploads.ru/t/HSLcq.jpg

http://s3.uploads.ru/t/k2YjC.jpg

http://s2.uploads.ru/t/y4vCq.jpg

12

Аэродром ГСВГ Ораниенбург

источник >Ссылка

http://s1.uploads.ru/t/fw8io.jpg

http://s2.uploads.ru/t/5fqFG.jpg

http://se.uploads.ru/t/WPRcJ.jpg

http://sa.uploads.ru/t/MzsTv.jpg

http://sd.uploads.ru/t/N0gue.jpg

http://s0.uploads.ru/t/IVEaC.jpg

http://sa.uploads.ru/t/fjCMb.jpg

http://s6.uploads.ru/t/RUEs9.jpg

http://s0.uploads.ru/t/ZMeQf.jpg

http://sg.uploads.ru/t/gQhAE.jpg

13

Аэродром ГСВГ Ораниенбург

источник >Ссылка

http://sd.uploads.ru/t/DygEC.jpg

http://s6.uploads.ru/t/svUzN.jpg

http://sa.uploads.ru/t/PkcTC.jpg

http://s6.uploads.ru/t/Cc6dn.jpg

http://s3.uploads.ru/t/cDO17.jpg

http://s6.uploads.ru/t/r687H.jpg

http://s0.uploads.ru/t/26MNW.jpg

http://s0.uploads.ru/t/tRqwi.jpg

http://sd.uploads.ru/t/IfvpE.jpg

http://sh.uploads.ru/t/6yQh9.jpg

14

В 58 пошёл в школу здесь. Жили сначала в "хозяйстве Овечкина", затем в т. н. "Солёновском " доме. На аэродроме росла замечательная ежевика. Спасибо за фильмы, хотя многое неузнаваемо. Как сейчас помню о страхах-дом был напротив угла кладбища.

15

16

Аэродром Ораниенбург, или то, что осталось от него .

фотография 2016 года .

http://s5.uploads.ru/t/xYMGJ.jpg

17

Утро на аэродроме Ораниенбург. 

18

Завод "Ауэр гезельшафт" (Ораниенбург. Германия)
Автор  Vladislavs Gusca

Еще одна реинкарнация мифа о ядерной бомбе Гитлера, началась с почти детективного сюжета. Вечером 20 сентября 2017 года, жители небольшой деревушки Лигебрюхе (з. Бранденбург) были эвакуированы специальными службами. В доме 64-летнего пенсионера Берндта Т. был найден источник радиоактивного излучения...
Дополнительная информация

    Координаты: 52.747943, 13.257855
    Тип сооружения: Промышленный объект
    Площадь: нет данных
    Назначение: завод редкоземельных металлов
    Статус: разрушен и рекультивирован
    Оригинальное название: Auer-Werke
    Год постройки: 1927

Согласно сообщениям прессы, местный пенсионер Берндт Т., с помощью металлоискателя активно занимался поисками в тех местах, где во время втьрой мировой войны располагался огромный завод редкоземельных металлов “Ауэр гезельшафт” - там же, он нашёл кусок странного и тяжёлого металла размером с кулак и весом 1,3 кг. Металл оказался не магнитным и тогда 64-летний горе-кладоискатель обратился за помощью к пользователям Интернет-форума. Дальнейшее, в отсутствии официальных пояснений, представляет из себя невероятную мешанину, со всеми присущими мифотворчеству атрибутами.
http://s4.uploads.ru/t/DrI3X.jpg
Так или иначе, в дом пенсионера нагрянули специальные службы, источник радиоактивного излучения конфискован, а сам дедуля - наотрез отказавшись давать какие либо пояснения о том, где именно он сделал свою находку, тут же заработал себе на старости лет, дело о хранении радиоактивных материалов и был временно перемещён в тюрьму Эберсвальде.

На этом, заканчивается все что известно на этот момент о похождениях Берндта Т. Зато реваншистские СМИ и любители теории заговора, в присущем им духе, тут же принялись мусолить старую тему о бомбе Гитлера и о том, как лихо удалось обнаружить местному краеведу одно из убедительных доказательств великих достижении третьего Рейха. Тут уже начались кривотолки о самой находке, причём грешили этим как достаточно серьезные издания, так и разнообразные блогеры, с разной степенью необразованности и психических расстройств. Однако, раз уж речь идет об “атомной бомбе Гитлера” то в качестве опасной находки, рассматривались исключительно - уран и плутонии. Мы же с вами, чтобы не встать в один ряд облапошенных мифотворцами - по старой традиции, для начала окунемся в историю вопроса...
ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В 1938 году, в результате Мюнхенского сговора, Германия оккупировала территорию Чехословакии, получив доступ к радиевым рудам Иоахимсталя. Так они называли рудники в районе города Яхимов (см. наши отчёты об экспедициях). Назначенный руководителем сектора физики в Научно-исследовательском совете, профессор Абрахам Эзау, 29 апреля 1939 года, собрал секретное совещание, на котором обсуждался вопрос форсирования работ по “урановой теме”. Для физических экспериментов, требовалось очень дорогое, радиоактивное сырье! Вот таким вот образом, “Уран-308” (на самом деле U3O8), получил собственный секретный шифрокод - “препарат 38”

Работы по производству урана, поручили талантливому руководителю центральной радиологической лаборатории фирмы “Ауэр гезельшафт” (Auer-Werke), ученику самого Отто Гана, доктору Николаусу Рилю (Nikolaus Riehl), который умудрился не только взять урановый проект в свои руки, но и с подачи военного министерства, на базе фабрики редкоземельных металлов в Ораниенбурге, организовать небольшую промышленную установку, производительностью - одна тонна окиси урана в месяц.

Уран, полученный на установке лаборатории доктора Риля, методом «фракционированной кристаллизации» нитратов, был хорошо очищен от примесей редкоземельных металлов, но… по какой-то необъяснимой причине, был недопустимо загрязнен примесями бора, который сильно поглощает нейтроны, чем осложняет и подтормаживает экспериментальную работу химиков и физиков, по созданию атомной бомбы. Разумеется, ничего другого ожидать было нельзя, ведь гениальный доктор Николаус Риль, по всей видимости, был внедренным научным агентом советской разведки (факт этот хоть и очень спорный, но весьма очевидный) - и в последствии доктора Риля, мы знали как известного Советского физика-ядерщика, одного из авторов Советского атомного проекта Николая Васильевича Риля. Уже после войны, работая в Советском Союзе, Николай Васильевич Риль “вспомнил” о причинах “аномально-необъяснимого” загрязнения оксида урана от “Ауэр гезельшафт”, примесями бора. Оказалось, что на одном складе готовой продукции, хранился как оксид урана, так и необходимая для производства люминофора - борная кислота. Влага вступала в реакцию с борной кислотой и ее пары, насыщали лежащий рядом оксид урана. Запомним этот факт - он нам чуть позже пригодится.

    О том, как продвигался Немецкий атомный проект, вы можете прочесть в других моих статьях и я хоть и воздержусь от слишком подробного описания, тем не менее вынужден упомянуть ряд самых важных фактов, которые помогут нам понять, что именно и где именно - мог найти наш горе-кладоискатель в районе бывших развалин завода “Ауэр гезельшафт” в Ораниенбурге.

Итак, вернемся в конец 1944 года, американская военная разведка, уже начала охоту на научными кадрами и оборудованием немецкого атомного проекта. Попавшие в Париже, в лапы американцев физики, а также обыски в немецких торговых представительствах косвенно подтвердили то, что наиболее важные научные кадры, включая самих руководителей групп атомного проекта - Вайцзеккера и Флейшмана, с особой миссией находились где-то в Страсбурге. Туда же, отправлялось закупаемое через подставные фирмы лабораторное оборудование. Следовательно, интенсивно искать вспомогательную лабораторию работающую над проблемой военного атома, надо было именно там, в Страсбурге.

25 Октября 1944 года, войска союзников освободили Страсбург, в который тут же направились оперативные подразделения военно-технической разведки, рыскающие в поисках лаборатории и работающих там физиков-ядерщиков. Вскоре, научному рукводителю “трофейной” группы доктору Сэмюэлу Гаудсмиту пришла долгожданная телеграмма - физическую лабораторию нашли, она располагалась в закрытом крыле госпитального здания. Все ученые, которых сначала приняли за врачей задержаны и допрашиваются. Внимательно изучив все бумаги, обнаруженные в секретной лаборатории в Страсбурге, стало ясно - уран для атомной бомбы, производят в Ораниенбурге, на том самом заводе “Ауэр гезельшафт”, о котором я упоминал выше.

Однако, возникла критическая и нерешаемая ситуация... на Тегеранской конференции “большой тройки” (28 ноября — 1 декабря 1943 года), между главами государств, было достигнуто предварительное соглашение об открытии второго фронта и разграничении зон оккупации. Самое страшное для США, являлось то, что район Ораниенбурга (севернее Берлина) где располагалось производство урана, по этому соглашению отходил к Советской зоне оккупации и разумеется, допустить утечки технологии и готовой продукции в СССР, американцы с англичанами никак не могли.

В начале марта 1945 года, назначенный руководителем Американского атомного проекта, лихой бригадный генерал Лесли Ричард Гровс не раздумывая, предложил разбомбить завод по производство урана. Командующему американскими стратегическими силами в Европе, оперативно дали соответствующее распоряжение и в начале дня 15 марта, завод и южная часть города Ораниенбург - подверглась испепеляющей бомбардировке. Шесть сотен тяжелых бомбардировщиков, самой демократической страны в мире, вытряхнули на город 16 тысяч бомб, убив треть населения города, стерев с лица земли и сам завод. Ребята несущие свободу на крыльях, совсем не стеснялись в средствах и заодно уничтожили и концентрационные лагеря, в которых располагались узники - рабочая сила для различных производств и по совместительству, носители различных технологических операции, которые они выполняли и могли сообщить русским. Самое грустное, что хоть и была уничтожена урановая установка, но.. основные промышленные мощности лаборатории доктора Риля, в ходе этой чудовищной бомбардировки уничтожены - небыли.

http://sh.uploads.ru/t/xKHMV.jpg
[разбитая первой волной территория завода, напоминающая лунный пейзаж]

Разумеется, Советская военно-техническая разведка также не спала, и вела активные поиски кадров и оборудования “немецкого атомного проекта”. В начале мая 1945 года, в разбитом Берлине, была “случайно” обнаружена часть экспериментальных стендов Физического института Общества Кайзера Вильгельма и уже 9 мая, в Берлин вылетела специальная комиссия во главе с заместителем наркома внутренних дел, генералом А.П.Завенягиным. Вскоре, по информации военной разведки, были обнаружены замаскированные склады, где хранилось 250-300 тонн урановых соединений и около 7 тонн металлического урана, ставшего первой трофейной добычей Советской науки. Важно принять к вниманию, что все уцелевшие после американской бомбёжки производственные корпуса, оборудование а также готовая “продукция” и сырье завода, были вывезены в СССР. Вот что что докладывал в телеграмме адресованной Л.Берия, глава комиссии А.Завенягин.

ИЗ БЕРЛИНА                         МОСКВА, НКВД СССР - товарищу БЕРИЯ Л. П.

Докладываем: все оборудование физических институтов демонтировано, большая часть вывезена на пристанционные пункты погрузки. Завтра, 27 мая, будут поданы первые 100 вагонов.

Доставку на пристанционные пункты погрузки остального оборудования институтов закончили в 3-дневный срок.

В процессе ознакомления со специальными институтами и специальными производствами на заводах выявили дополнительно крупный исследовательский институт фирмы «Ауэргезельшафт», занимавшийся в значительной степени вопросами переработки специального сырья.

Все оборудование и материалы института также отгружаем в Москву.

В 25 километрах от Берлина в городе Ораниенбурге обнаружили несколько цехов, богато оснащенных для переработки специального сырья. Эти цеха также демонтируем и отгружаем. Они позволят оборудовать заводы Спецметуправления.

Ряд крупных немецких физиков со своими наиболее ценными сотрудниками выражают желание перейти на работу в Советский Союз. Список сообщим завтра, 27 мая с.г.

ЗАВЕНЯГИН, МАХНЕВ

                                            Передал - Завенягин.  Приняла - Калугина, 26.05.45 г.

В этой связи, теперь нам надо усвоить что окись урана - это чёрный гигроскопичный порошок, который можно рассматривать как полуфабрикат и для того, чтобы получить из него металлический уран, необходимый для экспериментов, его требовалось “восстановить” из оксида. Компания “Ауэр гезельшафт” не обладала промышленными мощностями для этой технологической операции и доктор Риль, воспользовавшись личными связями с фирмой “Дегусса”, сумел наладить технологический процесс восстановления окиси урана. Со стороны компании “Дегусса”, за процесс восстановления окиси урана в промышленных масштабах, взялся, лично знавший Риля, доктор Фридрих Вайсс (Carl Friedrich Weiss).

Схема работала следующим образом, полученный в Ораниенбурге порошкообразный оксид урана, переправляли во Франкфурт на предприятие № 2, помещавшемся на Гутлейтштрассе 215, где находилась созданная Вайссом установка, на которой до этого, аналогичным образом восстанавливали - металлический тории. Восстановление урана выполнялось при температуре 1100° С в атмосфере инертного газа аргона, с помощью флюса из хлорида кальция. Но.. опять возникла проблема. Получившийся на выходе металлический уран, из-за флюсирования, снова имел примеси затрудняющие работу с ним. Не смотря на то, что уже был известен электрометаллургический способ восстановления окиси урана, позволяющий получать очень чистый металл, доктор Вайсс по каким-то причинам, упорно продолжал использовать старую технологию. Таким образом, усилиями доктора Риля и Вайсса, первый металлический уран для оружейных экспериментов, попал в немецкие лаборатории в конце 1940 года из Франкфурта, а не из Ораниенбурга.
ПО СЛЕДАМ МИФА

Ну что же, а мы с вами, немного изучив историю вопроса, теперь можем смело подводить следующие итоги. Однозначно, наш кладоискатель, обнаружил радиоактивный фрагмент, попавший в землю во время бомбежки завода. На момент авиационного налёта, 15 марта 1945 года, металлического урана на территории завода - не было. Но, был некоторый избыток как урановых руд, так и готового порошка оксида урана. Ни то ни другое, нельзя обнаружить металлоискателем или откопать и притащить к себе в дом в виде отдельного предмета (он порошкообразный).

Следовательно, предположение что наш горе-кладоискатель нашел металлический уран - отпадает. Отпадает и версия о плутонии, в силу того что промышленность Германии его попросту не производила. Он был открыт позже, как элемент №94 (сначала его назвали- “экаосмии”) - экспериментальным путем двух австрийских физиков Шинтельмейстера и Хернеггера. Открытие это, было сделано в июне 1940 года, когда вся немецкая атомная программа уже была заточена на эксперименты с ураном, следовательно руководитель программы Вайцзеккер, просто решил не отвлекаться на вновь обнаруженный элемент.

Таким образом, рассматривая в качестве источника переполоха другую продукцию завода, нам остается предположить, что скорее всего, речь идет -  о сырье или готовых калильных сетках газовых и керосиновых ламп, которые как раз и производились на заводе “Ауэр гезельшафт” из 99% сплава слаборадиоактивного оксида тория и 1% оксида церия.

В пользу этого предположения, говорит и одно недавнее событие. Национальное управление по охране окружающей среды в 1995 году, обнаружило в Ораниенбурге довольно обширное радиоактивное загрязнение грунта. И спустя три года, в 1999 году, на территории 5000 квадратных метров, прилегающей к бывшей лодочной гавани, чтобы минимизировать влияние радиации на окружающую среду, пришлось досыпать пол метра песка. Анализы показали, что причиной загрязнения стали как раз, изотопы тория и радия (торий-232 и радий-226), которые попали в землю из разбитых бомбами производственных помещении завода в результате тотальной бомбардировки весной 1945 года. Соответственно из тория там делали калильные сетки для светильников, а из радия - люминофорную (светящуюся) краску.

Всего на территории Ораниенбурга, констатированы пять зон локального радиоактивного загрязнения, включая бывшую свалку завода в городском районе Эден, поверх которой ничего не подозревающие кооператоры разбили сады и растят “экологический чистые” но.. видимо радиоактивные помидоры с богатой приправой редкоземельных металлов и мышьяка. Вот в одном из таких мест, видимо наш горе-кладоискатель скорее всего и поживился металлическим торием. А дело вот в чем.

Практически одновременно с нашими изысканиями, попытку провести самостоятельную радиологическую разведку города, предпринял местный энтузиаст, Юрген Бёрингер (Jürgen Böhringer), составивший карту радиоактивного загрязнения города и выявивший основные места заражения, доходящий местами у земли, до приличных 2.50 мкЗв/ч. Все обнаруженные им очаги заражения, соответствуют разбитым во время бомбёжки технологическим сооружениям завода, откуда как радиоактивное сырье так и готовая продукция в клубах взрывов американских авиабомб, разлетелась по зараженной округе.
http://sf.uploads.ru/t/PbKFu.jpg

заражение Ораниенбурга

В отличии от нас, свою карту он выложил в публичное пользование. Мы же, после последних событий, воздержимся от очередного повода контактировать с прокуратурой Германии, а заодно не давать повода и мест поиска для последователей неудачливого Берндта Т., хотя… конечно очень хотелось написать как мы по содержанию бора в грунте (помните, фокус доктора Риля по загрязнению урана примесями бора), нашли местоположение складов и разбитой промышленной установки по производству окиси урана а также по мемуарам, разыскали на местности саму лабораторию Риля. Об этом, я вероятно когда-нибудь расскажу отдельно.

Пока я дописывал для вас эту статью, последовало некоторое прояснение ситуации: - как пояснил для “Nachrichtensender Berlin-Brandenburg (RBB) ” начальник местной полиции Хеншель, обнаруженный предмет был внимательно исследован и признан неопасным. Его радиационный фон, лишь немного превышает фоновый. С его слов, как пояснил сам арестованный, после обнаружения странного куска металла, Берндт Т., заметил что металл не магнитится, после чего, отправился прямиком в Интернет за мудрым советом, разумеется, тут же нашлись советчики которые “посоветовали” ему метод вычисления плотности металла. Полученные “результаты” по мнению пенсионера-кладоискателя, свидетельствовали что в его руках не больше не меньше - кусок оружейного плутония. Он тут же позвонил спасателям, рассказав все буквально о своей, как ему показалось - жуткой находке. Прибывший на вызов наряд местных спасателей, настолько специфический отнесся к мрачной перспективе войти в прямой контакт с куском плутония, что в результате, неверно замерил и интерпретировал результат, полученный с помощью штатного дозиметра, сделав из миллизивертов -зиверты (неверно прочитали запятую и количество нулей)…. после чего, дежурный позвонил в профильный комитет в столице, с сообщением что в немецкой глубинке, обнаружен кусок плутония. Ну дальше, вы знаете - на уши подняли половину Германии и уже через два часа, деревня Лигебрюхе была эвакуирована специальными службами, а из дома Берндта Т., была вывезена достаточно безобидная, железяка, породившая такой большой резонанс…  Обидно… очередной миф развалился на глазах...

  Ссылка

19

Что осталось от авиабазы ГСВГ в Ораниенбурге , Германия

https://i.imgur.com/CDz5imil.jpg
https://i.imgur.com/8ziebnKl.jpg
https://i.imgur.com/G34MuOpl.jpg
https://i.imgur.com/uS002jDl.jpg
Бывший советском военном аэродроме в Ораниенбурге и что от него осталось .Его история началась в далеком 1936 году . Строительство началось на площади 70 га , проект был подготовлен архитектором Гербертом Римплем . В действие он был введен годом позже , в мае 1937 года.Были построены зал , прилета , цех окончательной сборки , бункер для боеприпасов , бортовой тир для оружия , пожарное депо , подъездные пути от железнодорожного вокзала Эдема .Использовался в Рейхе как промышленный аэропорт и завод окончательной сборки фирмы Хенкель. Здесь проводились сначала испытательные полеты всех новых разработок фирмы Хенкель . С 1940 года центр показательных полетов , затем действовала также Школа метерологическойслужбы Рейха . С конца 1944 года- авиабаза .1941-1944 год -расширение полос до 1955 м , бетон .10 апреля 1945 года база была разрушена в результате налета американской авиации. В мае 1945 года авиабаза была занята Красной Армией , а многие здания и постройки снесены , оборудование вывезено . В 1953-54 годах построены ангары ,центр управления полетами, расширена взлетная полоса .В 1970 годы построен цех обслуживания вертолетов . Рядом также находилась зенитно -ракетная часть , которая прикрывала аэродром с воздуха .Она тоже есть на фотографиях. В 1994 году -передача немецкой администрации .В1999 году за прилета объявлен памятником .2010 год - снос пункта управления воздушным движением .2010/2011год-строительство логистического парка REWE.2011год -открытие парка солнечных батарей .
https://i.imgur.com/swoIBeUl.jpg
https://i.imgur.com/vrKfjGxl.jpg
https://i.imgur.com/3BIP4qol.jpg
https://i.imgur.com/Rfv5zLTl.jpg
https://i.imgur.com/Kt4H8kfl.jpg
https://i.imgur.com/fEqYHCYl.jpg
https://i.imgur.com/LFDlS5Gl.jpg
https://i.imgur.com/z1UVSazl.jpg


Вы здесь » Форум ГСВГшников » Ораниенбург/Oranienburg » Ораниенбург