Когда в Барнаул приплыл первый пароход?
До Барнаула пароход дошел впервые в 1854 году. Судно называлось «Ермак» и принадлежало томскому купцу Хаминову. А пароходное сообщение - правда пока только с Бийском – установили через 11 лет, в 1865. Надо заметить, движение пароходов было нерегулярным, фарватер рек не изучен, судна часто садились на мель или тонули.
Кстати, Затон обязан своим появлением именно развитию судоходства. Основали поселок в 1880 году, тогда он назывался Бобровским.
Речное дело активно развивалось, в городе появлялись свои пароходчики. Двое из которых — Функ и Щербаков — в 1882-1883 годах построили новые пароходы «Барнаул» и «Бийск», которые предназначались для вывоза хлеба, а в 1889 году они же приобрели самый крупный в то время в Обь-Иртышском бассейне пароход «Заметный» мощностью 240 лошадиных сил. Предприниматели стремились установить прямые торговые связи с Англией через Северный морской путь.
На обском берегу в начале XX века размещалось 13 пароходных причалов частных барнаульских, томских, тюменских компаний. Между Барнаулом и пристанями Оби курсировало 39 пароходов, барж и больших лодок. Основные прибыли пароходные компании получали от грузовых перевозок: на кораблях транспортировали зерно, сельхозтехнику, лес, текстиль. Тогда же Барнаул был одним из крупнейших центров скупки и поставки на экспорт сливочного масла в Англию, Германию и Данию.
Не всем известно, что одна из барнаульских судовых компаний, причем очень крупная, принадлежала женщине — Евдокии Мельниковой, которая после смерти мужа открыла свое дело. Предпринимательское чутье и правильный выбор ниши сделали ее миллионершей.
В 1896 году после пуска железной дороги Челябинск-Обь масштабы грузовых и пассажирских перевозок в Барнауле выросли в несколько раз. Всего за шесть лет - с 1904 по 1910 годы - среднегодовой грузооборот барнаульской пристани составил 5,7 млн пудов, а вот уже в урожайные годы этот показатель возрастал до 7—9 млн пудов.
Первая лоцманская карта Оби была издана в 1897 году. А в 1890 годах в Бобровском Затоне разместились ремонтные базы судов.
Случались у нас и крупные речные аварии. Одна из них произошла 10 мая 1921 года с пароходом «Совнарком». Судно вышло по Оби из Барнаула в Томск. На борту были груз зерна и, по различным данным, от 225 до 400 пассажиров.
Пароход столкнулся с опорой железнодорожного моста через Обь. Судно разломило пополам, и в течение 5 минут оно затонуло в 500 метрах ниже моста по течению. Спаслось менее 100 человек, точное число погибших неизвестно.
Многие пассажиры парохода погибли от переохлаждения, хотя на помощь им пришли незамедлительно.
Интересный факт: котел с затонувшего парохода был срезан и поднят в 1940 годах, после чего его установили в котельной Затона. Полностью русло было очищено от судна лишь в 1984 году, когда оно стало основательно мешать движению речного транспорта.