Кто из исторических персон ходил по улицам Барнаула?
Ну, таких персон было не мало... Вот некоторые из них..
Федор Достоевский
Во время отбывания наказания в Омском остроге краевую столицу посещал Фёдор Михайлович Достоевский: областной прокурор Александр Врангель подружился с писателем и часто брал его с собой в поездки.
Барнаул Достоевкому понравился на столько, что он стал хлопотать о своем переводе в наш город. Кроме того, Барнаул был по пути в Кузнецк, где жила любовь писателя — Мария Исаева. Достоевский останавливался здесь, по дороге к ней. После свадьбы они приехали в Барнауле уже вместе. Здесь с писателем случился эпилептический припадок. Кстати, правильный диагноз Достоевскому поставил барнаульский врач.
Иосиф Сталин
Посещал наш город и товарищ Сталин. Знаменательная поездка состоялась 22 января 1928 года. Из архивов известно, Иосифа Виссарионовича встречал на кошевке (легких санях — прим. редакции) кучер горотдела Объединенного государственного политического управления Иван Сергованцев. В упряжку запрягли лучшего жеребца по кличке Марат. Так как день был морозным, как обычно в это время в нашем городе, знаменитый гость накрывался медвежьей шкурой, которая потом сама получила известность. Многие годы в качестве ценного экспоната ее выставляли на всеобщее обозрение в краеведческом музее.
Бывал в нашем городе и писатель Константин Паустовский.
Сохранилось даже письмо, отправленное им из Барнаула в 1942 году писателю Рувиму Фраерману ("Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви" ): «Теперь о Барнауле. Это славный город, славный прежде всего тем, что он русский город, очень похожий на наши северные города. Деревянные дома с мезонинами, липы, запустение, герань на окнах и множество добродушных стариков-рыболовов. Великолепная Обь – она здесь шире Волги - и уже наше бледное, северное небо...».
Кстати, о барнаульцах Паустовский писал в повестях и рассказах: «Правая рука», «Спор в вагоне», «Приказ по военной школе» и других.
Леонид Быков
Война «забросила» в Барнаул известного советского кинорежиссера и актера Леонида Быкова. В самом начале Великой Отечественной семью Быковых эвакуировали в Барнаул, где мама Быкова с двумя детьми жила в бараке на поселке Восточный.
В течение двух лет (с 1942 года) Леонид ходил в барнаульскую школу №11.
А свободное время проводил, просиживая на кленах, которые росли около его дома. Считают, что песня «Смуглянка» была выбрана им для фильма «В бой идут одни старики» не случайно, а в память о детстве. Только каким боком это связано с Алтаем, не пойму...
Александр Вертинский
Первый концерт Александра Вертинского по его возвращении в СССР из эмиграции из Китая состоялся в Барнауле.
«Во фраке, белой манишке, бабочке, с изрядной лысиной, он спокойно, как бы не торопясь вышел на сцену, поклонился, дал знак пианисту и стал петь. Слегка грассируя спел первую песню — в зале мертвая тишина, вторую — тихо, третью, четвертую — тишина, после пятой раздались редкие хлопки, после шестой зал будто бы пришел в себя от изумления от увиденного и услышанного. Взрыв аплодисментов. Браво! Бис! Так встречают триумфаторов. Вертинский спел ровно 13 песен и прекратил концерт — больше ему не разрешал отдел цензуры МГБ», — вспоминал народный артист РСФСР Дементий Паротиков, которому довелось присутствовать на концерте маэстро.
Ну а Генсеки были здесь все до одного и не один раз...
Одна из городских легенд связана с Никитой Хрущевым. Говорят, что практически за ночь для встречи высокого гостя от Павловского тракта через будущую Сулиму в Научный городок было уложено 4 километра асфальта. Этот участок дороги и по сей день негласно зовется Хрущевский тракт.
Впрочем, говорили, что Никита Сергеевич данный факт так и не оценил.
А я вот вспомнил один комичный случай , который приключился в период приезда к нам на Алтай, ну и на завод Ельцина Б.Н.
В структуру отдела, которым я тогда руководил, входило и бюро эстетики, где работали профессиональные художники. К приезду высоких гостей руководство завода заказывало им для подарка картину с пейзажами Алтая…
Обычно это было одно из многочисленных озер с окружающими его горами или нависающими скалами.
Так было и в этот раз.
И вот Валентин (так звали художника, к сожалению ныне покойного) решил выпендрица и не просто написать картину с горами и скалами, а одну из нависающих скал изобразил в виде профиля Ельцина. Картину все одобрили, упаковали и при прибытии Ельцина на завод, директор вручил ее Борису Николаевичу, тот передал ее тут же в упаковке своей сопровождавшей его свите, дальше митинг, делегация уехала и все забыли про это событие.
Надо сказать, что завод был крупнейшим в крае и все давно привыкли к визиту высокопоставленных гостей, т.к. всех из них, посещавших Алтай, обязательно везли к нам на завод…
Ельцин, после посещения нашего завода еще дня два или три находился на Алтае. И вот перед его отлетом, когда уже и думать о нем забыли, прилетает на завод машина из его сопровождения с двумя огромными охранниками и прямиком к бюро эстетики. Мне с начальником нашей службы безопасности без объяснения всяких причин было велено к этому времени быть там и обеспечить наличие Валентина на месте.
Появились мы там почти одновременно…
Валентин оказался на месте и как всегда был одет в свои драные джинсы, джинсовую рубаху, перепачканную масляной краской и в шлепанцах на босу ногу, в которых он на работе ходил и летом и зимой… А была как раз зима…
Вот в таком виде ему было велено прибывшими хлопцами садиться в их машину на заднее сиденье, а сами они уселись с права и слева от него. Объяснять они ни чего никому не стали, лишь сказав мне и начальнику службы безопасности: «Нам велено забрать его!» Тут же их машина укатила….
Что произошло дальше, рассказывал уже сам Валентин.
Машина вылетела за ворота и на приличной скорости рванула за город по Павловскому тракту, как потом выяснилось, в сторону аэропорта…
Помнится, Валентин говорил, что перепугался до смерти, т.к. эти двое сопровождавших его людей вообще ни чего не объясняли и никак не реагировали на его вопросы.
Вскоре машина прибыла в аэропорт, где ему велено было выйти из машины и его повели в помещение для VIP персон. В этом помещении просидели какое то время, затем там появился Борис Николаевич, который спросил, он ли написал подаренную картину. Валентин, как рассказывал сам, с трясущимися коленками, сказа, что да он. Борис Николаевич сказал ему огромное спасибо и то, что картина ему очень понравилась. Затем Ельцин снял со своей руки часы и подарил их Валентину. Дальше хлопцам, которые его привезли, было велено доставить Валентина туда, где взяли. Что они так же молча и сделали…
Ну а Валентин, опять же с его рассказа, за то время пока его везли от завода до аэропорта, успел передумать все и даже с родными мысленно попрощаться, но вот подарка от президента РФ ни как не ожидал…
Отредактировано Государкин Сергей (02-02-2016 05:12:56)