Эмблема завода VEB Automobilwerk Eisenach.
Интерьер Wartburg 353.
Несмотря на удачный дизайн и простую и надежную конструкцию, новой модели не суждено было повторить успех предка на западном рынке. Слабым местом в машине оставался двухтактный двигатель, который хоть и был доработан, но все равно автомобиль не мог конкурировать на равных с продукцией западных производителей, оснащенных четырехтактными моторами. Тем не менее в первые годы производства машина экспортировалась в ряд западных стран в том числе в Голландию и Великобританию.
VEB Automobilwerk Eisenach постигла та же печальная участь, что и других ГДР-овских автопроизводителей - модель, разработанная в середине 1960-х, производилась до объединения страны. Несмотря на то, что детали и узлы автомобиля со временем совершенствовались а мощность двигателя увеличивалась, машина уже в середине 1970-х конкретно устарела. Инженеры завода разрабатывали новые готовые к серийному производству прототипы, но все они блокировались правительством - экономика ГДР не имела средств для обновления производственных мощностей, а жители Восточного блока все равно покупали то, что было на рынке, так как у них просто не было альтернативы. Либо Вартбург либо Лада, которая в ГДР считалась люксовым автомобилем. Да и тот же устаревший Вартбург нужно было ждать много лет в очереди, так как предложение не справлялось со спросом.
Так выглядел Wartburg 353, произведенный в январе 1984 года. Внешние отличия от модели 1966 года лишь в том, что хромированные детали заменили пластиковыми. Связано это было не столько с попыткой сделать внешность автомобиля чуть более современной, сколько с дефицитом металлов в ГДР.
В июле 1984 года Wartburg получил новый передок, также радиатор охлаждения был впервые установлен перед мотором, а не за ним, как это было до сих пор еще со времен линейки малолитражек DKW.
В 1988 году завод выпустил новую модель Wartburg 1.3 оснащенную четырехтактным двигателем от Volkswagen, линию по производству которых ГДР купила у западногерманского концерна для модернизации всех своих легковых автомобилей, оснащавшихся вплоть до 1988 года грязными и шумными двухтактниками. Помимо нового двигателя, автомобиль ничем не отличался от предка за исключением мелких обновлений внешности (новые фары спереди и сзади и мелкие косметические доработки салона. В основном это был все тот же Wartburg 353, 1966 года выпуска, который теперь стал стоить на треть дороже (30 000 марок вместо 20 000 за модель 353), что было неподъемной суммой для многих жителей ГДР, которые годами собирали деньги на новую машину. Кредитов в то время не было как и других возможностей постепенного финансирования и такое непомерное повышения цены поставило крест на планах многих граждан ГДР купить себе автомобиль среднего класса, что вызвало большое недовольство населения. К тому же за эти деньги можно было купить более современные и комфортабельные импортные автомобили.
Так выглядит Wartburg 1.3, кроме новых фар и мелких деталей, автомобиль внешне неотличим от предыдущей модели.
История автомобиля Wartburg закончилась вместе с историей ГДР. После объединения страны авто за 30 000 марок стало никому не нужно. На рынок массово хлынули западноевропейские автомобили, а так как обмен восточных марок на западные осуществлялся по курсу 1:1, то за 30 000 марок можно было купить приличный западный автомобиль среднего класса в максимальной комплектации. Представляю, как кусали локти те ГДР бюргеры, кто купил новый Wartburg в 1988-1991 годах.
Последний Wartburg 1.3 сошел с конвейера 10 апреля 1991 года, после чего завод был остановлен. Год спустя в Айзенахе концерн Opel открыл новый завод и традиции автомобилесторения в этом городе были продолжены. Территория VEB Automobilwerk Eisenach была частично снесена, частично сохранена. В одном из сохранившихся корпусов предприятия сейчас находится музей истории автомобилестроения в Айзенахе.
А ведь история этого предприятия, как и всего ГДР-овского автопрома могла сложиться совсем иначе, если бы правительство не блокировало запуск в серию новых разработок. Уже в 1969 году новый Вартбург мог выглядеть так:
Этот прототип был произведен в 1968-м году и должен был стать машиной, которая бы сменила Wartburg 353. В нем было применено много инноваций, таких как стеклопластиковый кузов и дизайн, аналогов которому в то время не было. Говорят, что именно дизайн этого автомобиля вдохновил западногерманцев из Volkswagen на создание нового дизайна таких машин, как VW Golf и VW Passat, которые были представлены общественности несколько лет спустя и произвели маленькую революцию в автодизайне. Автомобиль оснащался мотором Renault, мощностью 74 л.с. который разгонял 880-килограммовую машину до скорости 130 км/ч. Готовая к серийному производству машина так и осталась прототипом по распоряжению свыше. Машина выглядела слишком современно и даже немного спортивно, и ее внешность стала объектом критики высших партийных бонз, которым она показалась слишком буржуйской. Рабочему классу строителей социализма не пристало ездить на таких автомобилях. Ну а партийный куратор планового хозяйства ГДР Гюнтер Миттаг прямо говорил: "Нашим работникам хватит и Трабанта". В итоге проект, на который было затрачено несколько лет труда всего заводского коллектива инженеров был закрыт.
В 1973 году VEB Automobilwerk Eisenach в кооперации с предприятиями Sachsenring и Škoda была начата разработка нового прототипа компактного семейного автомобиля, получившего индекс P610, позже переименованный в P 1100/1300. Прототип оснащался 4-х цилиндровым четырехтактником, развивавшим мощность 45 л.с., что позволяло легкой машине разгонятся до скорости 125 км/ч. В развитие проекта было вложено 35 миллионов марок, несколько построенных прототипов успешно проходили дорожные испытания. Производство машины было запланировано на 1984 год, но в 1979 году по решению партии проект был закрыт. Подробнее я писал об этом в статье, посвященной истории Трабанта.
Если взять историю любой автомобильной марки ГДР, а я на страницах своего блога рассказа почти обо всех ГДР-овских автопроизводителях, то все они, начиная с 1960-х годов, удивительно похожи и все одинаково печальны. В результате неэффективной модели плановой экономики, отсутствия естественной конкуренции, инвестиций в оборудование и блокирования всех новых разработок, случилось то, что случилось - весь автопром ГДР прекратил свое существование после объединения страны.
Продолжим осмотр музейной экспозиции. На фото спрессованный Trabant 601.