А фотографии многих летчиков вероятно так и не вставляли в надгробные стелы. Остались ниши для них, но не видно следов раствора (если бы медальоны выпали).
Фото Сергея Разина.
Да, печально...
Форум ГСВГшников |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Форум ГСВГшников » ГСВГ » Воздушная трагедия 14 апреля 1951 года
А фотографии многих летчиков вероятно так и не вставляли в надгробные стелы. Остались ниши для них, но не видно следов раствора (если бы медальоны выпали).
Фото Сергея Разина.
Да, печально...
Похоже, внук погибшего командира полка живет на Украине
Гаврась Александр Рудольфович.
+380 50 343 76 23
На "Солдате" А. Е. Жуков предоставил к прочтению искомый отрывок из книги.
Толмачёв Е.П. Небесный страж ГСВГ / Летопись 16-й воздушной армии. - Калуга: ИД "Манускрипт", 2010.
С. 154-155.
Одной из первоочередных задач всего личного состава 16-й ВА, как и всех советских авиаторов, стало овладение полётами в сложных метеорологических условиях днём и ночью. Любое игнорирование метеоусловий могло привести к тяжёлым последствиям, что и случилось в феврале 1951 г.
Свидетельствует маршал И.И. Пстыго:
"Зима в Германии вообще славится капризной погодой, преимущественно стоит низкая облачность и, в зависимости от температуры, выпадают осадки: или дождь, или снег. Шли учения войск, с привлечением большого количества самолётов.
Вроде, всё сделано. Лётчики и техника подготовлены, командиры на своих командных пунктах. Командир штурмовой авиадивизии полковник Неделько решил сам повести большую группу штурмовиков Ил-10. Когда обратились к Вершинину (а его КП был в стороне от этого облака), он сказал: на войне и в более сложную погоду ходили, т.е. дал добро на полёт. В передней группе шло почему-то 13 самолётов. На полпути между аэродромом и полигоном встречается низкая, почти до земли, плотная - не видны самолёты в строю, сплошная облачность, из которой идёт обильный густой снег. По прогнозу это не предвиделось.
Куда отвернуть или набрать высоту (снижаться нельзя, снег идёт, как известно, до земли) в этой сложной обстановке?
Группа врезалась в плотную снежную облачность. Лётчики по приборам летать ещё не были обучены и начали падать в разных положениях. Площадь разброса упавших самолётов немногим превышала площадь, занимаемую боевым порядком 13 самолётов. В соседней немецкой деревне, что была на пути следования группы и на окраину которой падали самолёты, люди в смятении. Самолёт ни один не загорелся. Из одного раздаются призывающие на помощь стоны.
Немцы вытащили тяжело раненого воздушного стрелка. Связь в ГДР хорошая. Сразу позвонили в полицейский участок. Оттуда в воинскую часть. Достаточно быстро прибежали люди, приехали машины. Но было уже поздно. Помощь ничего практически не давала.
Явилось начальство - руководство во главе с командующим, он отвечает за всё, и он понял, что случилась большая беда. Нет нужды расписывать, как растаскивали разбитые самолёты, как их тащили на ближайшие аэродромы. Случай этой катастрофы доложили министру обороны и Сталину.
Сталин приказал назначить ответственную и квалифицированную комиссию. Возглавить комиссию приказано генералу Ф.А. Агальцову. Поработав и изучив все обстоятельства на месте, комиссия вместе с главкомом ВВС Жигаревым и военным министром Василевским обстоятельно докладывает Сталину. Сталин несколько раз обменялся фразами с Берией.
Вершинин сидит в приёмной Сталина и накурил уже копну окурков. Вершинин понимал всю полноту ответственности за 13 катастроф, да ещё в одном полёте. Жигарев настаивал, что катастрофа явилась результатом плохой организации полётов в воздушной армии и, в частности, плохой разведки погоды, и тогда ответчик один - Вершинин.
А мы помним, что Сталин в таких случаях был беспощаден. Председатель комиссии Агальцов настойчиво докладывает Сталину, что это результат стихийного бедствия в природе - внезапный снегопад. Разговор был продолжительным. Каждая сторона настойчиво докладывала свои причины катастрофы.
Сталин снова обменялся фразой с Берией. Помолчав, Сталин спрашивает: сколько человек погибло? Ему отвечают: "Двадцать пять, товарищ Сталин".
Сталин ведёт совещание с паузами. И снова спрашивает: сколько человек погибло? Ему отвечают, что двадцать пять, товарищ Сталин. Сталин долго молчал. Затем заметил, как мы не бережём людей. Жалко людей - 25 человек. Погибло. После затянувшейся паузы делает заключение: и все-таки 26-й гроб делать не будем. Наверное, всем стало легче. Сталин говорит: "Вершинин подчинённый Василевскому. Разберитесь, товарищ Василевский, и примите меры, чтобы не гибло так много людей". На этом доклад комиссии закончен. Все пошли к выходу".Погибших лётчиков тогда не отправляли в Союз, всех их похоронили в Потсдаме поэкипажно: лётчик-стрелок, лётчик-стрелок...
Разница всё же есть с сообщением Владимира.там вроде как был перелёт на другой аэродром,
здесь учения.
Шли учения войск, с привлечением большого количества самолётов.
Там было столкновение самолётов разных групп,здесь почему то упали все самолёты одной группы,почему именно одной группы только разбились самолёты?
В передней группе шло почему-то 13 самолётов. На полпути между аэродромом и полигоном встречается низкая, почти до земли, плотная - не видны самолёты в строю, сплошная облачность, из которой идёт обильный густой снег. По прогнозу это не предвиделось.
Куда отвернуть или набрать высоту (снижаться нельзя, снег идёт, как известно, до земли) в этой сложной обстановке?
Сталин ведёт совещание с паузами. И снова спрашивает: сколько человек погибло? Ему отвечают, что двадцать пять, товарищ Сталин. Сталин долго молчал. Затем заметил, как мы не бережём людей. Жалко людей - 25 человек. Погибло. После затянувшейся паузы делает заключение: и все-таки 26-й гроб делать не будем. Наверное, всем стало легче. Сталин говорит: "Вершинин подчинённый Василевскому. Разберитесь, товарищ Василевский, и примите меры, чтобы не гибло так много людей". На этом доклад комиссии закончен. Все пошли к выходу".
Здесь вот не понял про 26 гроб? Старею наверное.
Здесь вот не понял про 26 гроб?
Думали изначально, что погибло 25 человек, 26-й гроб предназначался Вершинину, как виновнику ЧП.
Разница всё же есть с сообщением Владимира.там вроде как был перелёт на другой аэродром,
здесь учения.
Автор книги бывший политработник Толмачев, хотя и с учеными степенями - ссылку на убойную рецензию его книги я привел. Кроме того, в книге приведен пересказ свидетельства Пстыго, который ни разу не был свидетелем трагедии - он появился в ГСВГ много лет спустя. Так что истину можно узнать, лишь заглянув в документы, а их, как я понимаю, рассекречивать не собираются от слова вообще.
26-й гроб предназначался Вершинину, как виновнику ЧП.
Ну и шуточки у них там.
Автор книги бывший политработник Толмачев, хотя и с учеными степенями - ссылку на убойную рецензию его книги я привел. Кроме того, в книге приведен пересказ свидетельства Пстыго, который ни разу не был свидетелем трагедии - он появился в ГСВГ много лет спустя. Так что истину можно узнать, лишь заглянув в документы, а их, как я понимаю, рассекречивать не собираются от слова вообще.
Ну хоть как то разобрались.
Ну хоть как то разобрались.
Да, хотя бы какая-то определенность. Но все-таки у меня в голове не укладывается: как о таком масштабном ЧП никто не узнал? Ведь даже на уровне солдатских баек все было глухо. Десятки лет по ГСВГ ходили страшилки про солдата с яблоками, расстрелянные караулы, вырезанные роты и прочая галиматья. А о реальной гибели в одночасье четырех звеньев штурмовиков - тишина до сих пор, даже в эпоху пресловутой гласности, когда СМИ наперебой смаковали подобные вещи, ничего не вылезло!
Видно по всему, что похороны летчиков происходили в три этапа. Сначала 16 человек с командиром полка, затем вскоре на соседнем участке кладбища еще шестерых. Ну, и последних четырех где то в стороне, через какое то довольно продолжительное время.
Все таки могилы погибших летчиков находятся рядом. Еще одно фото Сергея Разина.
Старший сержант Халиуллин Чингис Минурович
Странно, Халиуллин вообще не значится в списке погребенных в Михендорфе.
Тут вот какая петрушка: если считать Халиуллина, который отсутствует в советском списке, а в немецком имеет инициалы Н. М., то получается 27 человек! Многовато для 13 двухместных самолетов. Кто лишний?
Вот мой список
http://f-bit.ru/763868
Но все-таки у меня в голове не укладывается: как о таком масштабном ЧП никто не узнал?
..... Я не слышал, но то, как относятся к Героям в России, лучше даже не знать. Станет совсем тошно. Многие знают про капитана АПЛ К219 Игоря Британова, который в 1986 году реально спас мир от страшной трагедии, когда наша лодка с ракетами и реакторами тонула в Атлантике. Ещё чуть чуть и для планеты наступил бы полный 3,14здец. А он спас и планету и большую часть экипажа, а его отблагодарили хоть тем, что не посадили. http://army-news.ru/2013/11/podvig-koma … ova/......
Задал этот вопрос,бывшему военному эксперты,по авиакатастрофам, Лемигову Андрею.И ОН не слышал!!!
Отредактировано Матвеев Олег (30-05-2016 17:33:36)
Вот мой список
Витя, у меня твой список не хочет открываться. Можно его здесь разместить?
Витя, у меня твой список не хочет открываться. Можно его здесь разместить?
8 Абдрашитов Рафаил Абдулович сержант 1927 9-4-7
87 Алфиров Николай Антонович сержант 1928 9-4-12
141 Апарин Дмитрий Григорьевич ст. лейтенант 1926 9-3-12
170 Архипов Иван Дмитриевич мл. сержант 1929 9-4-2
201 Бабенков Александр Иванович ст. сержант 26.01.1923 9-4-1
222 Байбоков Александр Яковлевич лейтенант 19.10.1925 9-3-5
402 Бовва Алексей Владимирович ст. лейтенант 1923 9-3-9
568 Бызгаев Владимир Федотович сержант 1928 9-4-14
774 Востроухов Виктор Иванович лейтенант 04.08.1926 9-3-6
800 Гаврась Александр Григорьевич подполковник 1914 9-3-16
803 Гаврилов Юрий Филиппович ст. сержант 1927 9-4-5
1069 Гузиков Владимир Антонович ст. лейтенант 1922 9-3-13
1085 Гуров Николай Иванович ст. лейтенант 27.04.1919 9-3-7
1289 Егоров Виктор Иванович капитан 1923 9-3-15
1615 Калмыков Василий Григорьевич ст. лейтенант 03.01.1921 9-3-1
1770 Кобяков Василий Петрович сержант 1928 9-4-13
1771 Кобяков Леонид Николаевич лейтенант 20.03.1928 9-3-2
1810 Козаков Иван трофимович мл. сержант 1929 9-4-11
2455 Люшнин Дмитрий Иванович мл. сержант 1929 9-4-9
2622 Моисеев Николай Андрианович капитан 1917 IX-3-14
2752 Михайлов Александр Николаевич лейтенант 1924 9-3-11
2909 Никаев Петр Филиппович сержант 1928 9-4-16
3109 Паников Петр Сергеевич мл. сержант 1929 9-4-10
3643 Савочкин Анатолий Иванович мл. сержант 1928 12-6-1
4825 Шемякин Николай Васильевич лейтенант 1921 9-3-10
4874 Шляпников Михаил Иванович(?) сержант 1927 9-4-6
Халиуллин Чингис Минурович ст. сержант 1927
Вот ссылка на списки погребенных в Михендорфе.
Неделько Владимир Евтихиевич, в годы войны командир 79 шап
НЕДЕЛЬКО Владимир Евтихиевич (21.5.1908 – 18.6.1982, Воронеж) генерал-майор авиации (1947), командир 79-го Гвардейского Мозырьского орденов Красного Знамени, Александра Невского и Суворова штурмового авиационного полка (1943-45).
Больше ничего из биографии Неделько нейти не удалось.
Савочкин Анатолий Иванович мл. сержант 1928 12-6-1
Витя, я так и не понял откуда появился в списках Савочкин. Почему ты считаешь, что он тоже погиб в этой катастрофе, а похоронен отдельно?
Володя, в списках погребенных он есть с указанием точной даты гибели
А вот Халиуллин вообще отсутствует и дата гибели на его надгробии - 1951. Возможно, Савочкин был жив некоторое время, потому и похоронен отдельно. Но это, как ты понимаешь, лишь догадка. Хорошо бы сфотографировать каждый могильный камень с именем погибшего, тогда можно будет сказать что-то определенное. Прежде всего выяснить, где конкретно находится плита с именем Халиуллина. По имеющемуся снимку судить сложно - нет привязки к соседним могилам.
Прежде всего выяснить, где конкретно находится плита с именем Халиуллина. По имеющемуся снимку судить сложно - нет привязки к соседним могилам.
Вот привязка могилы Халиуллина, лучше не придумаешь.
А на стеле его инициалы значатся как Н.М. Видимо отсюда и пошла неточность в немецких списках. Они просто переписали фамилию с плиты, не обратив внимания на надпись, сделанную на надгробье.
Фото Сергея Разина.
Вот привязка могилы Халиуллина, лучше не придумаешь.
С Халиуллиным ясно. То, что его нет в списках, ничего не значит. Списки в девяностых годах наши комендачи переписывали тяп-ляп. У меня были списки конца сороковых, там значилось, что в братской могиле захоронен Чепик, механик-водитель танка "Мать-Родина", погибший в 1945 г. В более поздних списках его фамилия вообще исчезла, как и не было. Так могло произойти и с Халиуллиным.
А вот с Савочкиным задачка. Если бы была возможность отыскать и сфотографировать его могилу - может ее и природе-то нет, и запись лишь очередной косяк составителей списка. Но согласись, Володя, точная дата гибели в списке - 14.4.1951 - смущает. Если бы каким-то чудом в документы полка заглянуть.
А на стеле его инициалы значатся как Н.М.
Все плиты и надгробия видимо делали немцы. А для них буква "Ч" это китайский иероглиф. Поэтому они добавили к ней палочку и получилось "Н"
А вот с Савочкиным задачка.
Витя, я думаю никакой здесь задачи нет. Вероятно в этот же день 14.04.1951 года погиб он или умер в каком то гарнизоне возле Потсдама. Наверно в конце 40-х годов в ГСОВГ было организованно несколько военных кладбищ, где и было приказано хоронить с определенных гарнизонов. Ведь вблизи Альтес Лагера были наши военные кладбища в Ютербоге, Тройенбритцене, Баруте, Луккенвальде . Они все закрыты в 1947 году.
Вероятно в этот же день 14.04.1951 года погиб он или умер в каком то гарнизоне возле Потсдама.
Я тоже об этом думал. Вполне могло такое совпадение быть. По всей вероятности Савочкин к трагедии отношения не имел.
Есть загадка в количестве участков захоронений- 3. Если с самым большим из 16 могил думаю ясно - это летчики 823 гв.шап со своим командиром гв. подполковником Гаврась А,Г. При версии столкновения их на встречных курсах, по идее должно было быть еще одно групповое кладбище а не два. Получается в катастрофе участвовало еще одно подразделение. Это подтверждается разным оформлением надгробных плит.
Участок №1 (16 человек)
Участок №2 (6 человек)
Участок №3 (4 человека)
Видно, что оформление надписей заказывалось разными людьми. Фото Сергея Разина.
Это подтверждается разным оформлением надгробных плит.
Вот поэтому и интересно посмотреть могилу Савочкина.
Если верить Пстыго, "шли учения войск, с привлечением большого количества самолётов". Наверняка были привлечены другие части. Но могло быть и так, что все погибшие из 823 гв. шап, но вот хоронить их вполне могли в три приема с разницей 2-3 дня. Думаю, что не все тела собрали сразу. Возможно, какое-то время ушло на опознание, вскрытие и прочие процедуры. Кстати, один самолет рухнул в стороне от основной массы.
С разрешения Виктора Филипповича публикую его версию и экспертное мнение о случившемся.
Из того, что прочитал, очень мало фактических данных по месту вылета и по обстоятельствам гибели машин экипажей.... Как версия, это обычное раздолбайство в организации предполетной подготовки. Возможно, в спешке вылета на какую либо срочную "показуху" большому начальству выставить барометрический "ноль" на всех высотомерах поручили одному и тому же прибористу, а он не заглянул на конкретные метеоданные в условиях резко меняющегося давления. В результате, попав в условия плохой видимости на малой высоте, экипажи заходили штурмовать цели или возвращаться на базу на высоте, нормальной по приборам, но в реальности — уже под землей. Или же они взлетали с площадки "подскока" (у ИЛ-10 была никудышняя дальность для своего назначения, и отвратительный ненадежный движок для сколь-нибудь длительного полета), не откорректировав разницу между высотой своего обычного места базирования, и высотой площадки над уровнем моря.
Кстати, приведу сообщение Сергея Романовича Государкина из темы Котбус на НВГ. АНАЛОГИИ.
Наткнулся вот на такую интересную информацию...
★ Вторая Мировая Война (История 2 мировой) 15 августа 1939 г. на расположенном неподалеку от Котбуса полигоне Нойхаммер (Neuhammer) должны были пройти показательные учения штурмовой авиации Люфтваффе. Предполагалось, что I./StG76 в полном составе продемонстрирует бомбометание с пикирования. Утром 15 августа метеослужба сообщила, что над полигоном находятся облака с верхней кромкой на высоте 2000 метров и нижней на 900 метров. На Ju-87 были подвешены учебные цементные бомбы с дымовыми сигнальными ракетами. Планировалось, что "Юнкерсы" подойдут к цели на высоте 4000 метров, а затем, спикировав сквозь облака, на высоте около 500 метров сбросят бомбы. Командир I./StG76 хауптман Вальтер Зигель (Walter Siegel) летел впереди группы, слева и справа от него были самолеты его адъютанта и офицера технического обеспечения группы. Позади в сомкнутом строю летели все три эскадрильи I./StG76 - сначала 2-я, затем 3-я и лишь потом 1-я эскадрилья во главе с обер-лейтенантом Дитрихом Пельтцем (Dietrich Peltz). Достигнув цели, Зигель покачал крыльями своего Ju-87, давая сигнал к началу атаки, и "Юнкерсы" один за другим вошли в облака. Прошло 10-15 секунд, показавшихся экипажам вечностью. Молочно-белая пелена перед лобовым стеклом кабины Зигеля вместо того, чтобы постепенно рассеяться, внезапно стала темной. Он был всего в 100 метрах над землей, а позади него пикировала, ничего не подозревая, вся его группа! Зигель закричал по радио: "Вывод! Вывод! Впереди земля!", одновременно изо всех сил потянув на себя ручку. По свидетельству очевидцев, видевших все с земли, когда Ju-87 Зигеля окончательно выровнялся, его шасси находились всего в двух метрах над землей. Зигелю пришлось отчаянно маневрировать, чтобы не врезаться в деревья небольшого лесочка, растущего на окраине поля, которое и должно было стать целью для бомбометания. Оба ведомых Зигеля оказались менее удачливыми, их самолеты, упав в лес, превратились в огненные шары. Затем в землю врезались все 9 "Юнкерсов" из 2./StG76. Пилоты 3./StG76, летевшие вслед за ними, рассыпав боевой порядок, отчаянно пытались выйти из пикирования. Самолеты на предельно малой высоте уходили в разных направлениях. Большинству из них удалось это сделать, но все же еще два "Юнкерса", зацепив деревья, рухнули на землю. Только самолеты 1./StG76 во главе с Пельтцем, замыкавшие боевой порядок группы, сумели выйти невредимыми. Они только начали входить в облака, когда Пельтц услышал в наушниках крик Зигеля, и немедленно дал команду своим пилотам прекратить атаку. Описывая круг, они, не веря своим глазам, видели, как в небо один за другим поднимаются коричневые столбы дыма от врезавшихся в землю самолетов. Всего разбилось 13 Ju-87 из I./StG76, и все 26 членов их экипажей погибли. Расследование, проведенное в тот же день, установило, что причиной катастрофы стал внезапный сильный туман. Он возник примерно за час до появления "Юнкерсов" и, захватив нижнюю часть облаков, фактически понизил их нижнюю кромку до высоты 100 метров. Командир группы хауптман Зигель был признан невиновным в этой трагедии, a I./StG76 была быстро пополнена за счет самолетов и экипажей, переведенных из других групп.
Кстати, приведу сообщение Сергея Романовича Государкина из темы Котбус на НВГ. АНАЛОГИИ.
Погода до сих пор убивает самолёты , а в то время тем более .
С разрешения Виктора Филипповича публикую его версию и экспертное мнение о случившемся.
Саша, а ты ему какие то материалы пересылал, или можно форум и гостям просматривать? Дело в том, что я хочу подобную тему открыть и на НВГ. Возможно там кто нибудь найдется владеющий дополнительной информацией об этой катастрофе.
Вы здесь » Форум ГСВГшников » ГСВГ » Воздушная трагедия 14 апреля 1951 года