Советский военный персонал.
Двоякое впечатление – при личных контактах с глазу на глаз с американскими офицерами, свободно владеющими русским языком, наши военнослужащие были достаточно дружелюбны и откровенны. При контактах же с группами советских солдат, впечатление противоположное – замкнутость, недоверие, враждебность.
Жизнь советских военнослужащих достаточно тяжелая - по американским стандартам. Солдаты покидают казарму либо по служебной необходимости, либо когда их в выходной день группой ведут в парк, музей или мемориал. Из других развлечений – радио ГСВГ «Волга», стерильная (sterile - именно это слово употребляется в отчете) русская пресса, иногда – скучные фильмы. Очень распространена рыбалка. На любом водоеме вблизи расположения советских воинских частей постоянно можно наткнуться на рыбаков, в летние месяцы – даже в 3 часа ночи.
Реакция у советских солдат и младших офицеров медленная – по сравнению с немцами. Они предпочитают не сделать ничего, чем сделать что то неправильно, боятся совершить ошибку.
Очень высокое соотношение количества офицеров к количеству солдат. По наблюдениям американских разведчиков, советский офицер часто используются в качестве старшего машины. Также, много офицеров задействуется при задержании разведывательных экипажей миссии.
При контактах с советскими военнослужащими всегда выгодно брать инициативу в свои руки. Например, если машина миссии застряла в запретной зоне, то при появлении советских солдат, рекомендуется первыми подойти к ни и попросить помощи, демонстрируя при этом уверенность в своем полном праве находиться в данном месте. Как указывается в отчете, эта тактика не раз помогала сотрудникам миссии избежать задержания. К примеру, однажды экипаж USMLM, следуя за колонной советских танков к полевому лагерю, застрял в танковой колее. Вырваться при помощи лебедки не удалось. Тогда, офицер-разведчик отправил водителя на поиски трактора в местный колхоз, а сам остался у машины. Внезапно он заметил троих танкистов, идущих через лес к тому месту где застряла машина. Осознав, что через минуту русские неизбежно заметят машину, офицер миссии сам подошел к ним и сказал, что ему требуется помощь, указав на застрявшую машину. Советский сержант быстро мобилизовал проходивших мимо 4-х гражданских немцев, тут же вернулся водитель миссии с трактором, и объединенными усилиями машина была вызволена. Офицер поблагодарил танкистов и разведчики убыли восвояси. Судя по всему, солдаты так и не поняли, с кем имели дело. Возможно, они служили в части расположенной в постоянной запретной зоне и не знали ничего о деятельности военных миссий связи.
Замечу, что подобная тактика выручала американцев и позже.
Из отчета USMLM 1978 года:
Тур-офицер, подполковник Беннинг, вел наблюдение с расположенной в лесу вышки за танковым полигоном Пархим, когда советский младший сержант, собиравший в лесу грибы, внезапно вышел из-за деревьев. Бежать было уже поздно. Медленно спускаясь с вышки, Беннинг спросил первое, что пришло на ум – «Почему они не стреляют сегодня»? Растерянный сержант ответил «Так по воскресеньям вообще стрельбы не проводятся». Затем подполковник мило побеседовал с ним о предстоящем дембеле, угостил сержанта американскими сигаретами, в ответ тот поделился грибами. Пожелав друг другу всего наилучшего, вероятные противники мирно разошлись в разные стороны.
Также отмечается большой интерес советских людей к Америке. У задержанных экипажей миссии советские военнослужащие часто расспрашивали про условия жизни в Америке, цены и зарплаты, спрашивали, сколько стоит такой автомобиль в США, может ли позволить себе купить машину простой американский рабочий, и.т.д.
Как правило, первый вопрос при задержании – «Что вы здесь делаете?». Обычные ответы - мы потерялись, сбились с дороги, остановили на привал и встречный вопрос, как проехать к такому то городу и.т.п.
Если советских военнослужащих было несколько, то один из них отправлялся к начальству за указаниями, если же был только один, то американцам часто удавалось разойтись с ним миром и избежать задержания.
Советский солдат много, тяжело и старательно работает. Он доводит до совершенства свои боевые навыки путем постоянной практики. Особенно это заметно на примере постоянных учений по наведению понтонных мостов и форсирования рек по дну танками, в ходе которых экипажи доводят свои действия до полного автоматизма.. Тем не менее, если солдат попадает в ситуацию или условия, к которым он не готов, то возникают проблемы.
Офицеры плохо ориентируются на местности. Часто можно видеть стоящую советскую автоколонну и группу офицеров с растерянными лицами рассматривающих карту и указывающих руками в разные стороны.
Солдаты в группе, особенно если рядом присутствуют офицеры, неразговорчивы, часто отказываются даже назвать свое имя или сказать который час. С другой стороны, когда он один, например – дорожный регулировщик на посту, временами у него даже можно узнать откуда и куда следует та или иная военная колонна, из какой он части и.т.д.
Отмечается привычность солдат к лишениям – провести день без пищи для них не является большой проблемой. Экипажи USMLM в нескольких случаях замечали советских регулировщиков находившихся бессменно на посту более суток. Голодные, продрогшие и небритые, они не жаловались и не пытались покинуть пост. Впрочем, сэндвичи от американского экипажа принимали охотно.
Рядовым солдатам в отличие от офицеров, не нравится служить в ГДР, вероятно по причине более строгих ограничений, чем на территории СССР.
Сравнивая условия жизни в Германии и дома, он отмечает, что немцы живут заметно лучше. Причем советский солдат не получает денежное довольствие немецкими деньгами и не имеет возможности легально обменять свои рубли на марки. Поэтому если он хочет что то купить в ГДР, он либо вынужден нелегально менять рубли по невыгодному курсу, либо же торговать казенным бензином на черном рынке. По этой причине, советские солдаты редко что то покупают у немцев.
Вообще, внеслужебные отношения между гражданами ГДР и советскими солдатами – большая редкость. Только сержантов-сверхсрочников, офицеров и членов их семей можно часто видеть в немецких городах – особенно в начале месяца. Эти категории военнослужащих часть зарплаты получают в местной валюте. По Германии они передвигаются на служебном транспорте, на мотоциклах, велосипедах или пешком. Собственных машин у офицеров нет. Отмечается использование советскими офицерами служебного транспорта (в.т.ч. и грузовиков) для частных поездок с семьями.
Советские комендатуры располагаются почти в каждом немецком городе. Как правило, во главе ее подполковник, которому помогают не менее 3-х офицеров и 5 рядовых. Комендатура работает 24 часа в сутки. Как правило, коменданты вежливые, деловитые, но твердые. По отношению к задержанным сотрудникам миссии почти всегда ведут себя корректно. В нескольких случая помогали американским экипажам, обратившимся к ним за помощью, устроится на ночлег в немецкую гостиницу.
Июль-сентябрь.
В летние месяцы активность ГСВГ и ННА возросла, хоть и не достигла ожидаемого уровня. Крупномасштабные учения, в.т.ч. с участием сил Варшавского договора, не проводились. Тем не менее, все полигоны были заняты войсками, наблюдалось большое количество новых танков, БТР, радиоэлектронного оборудования. Многие советские комендатуры закрывались или объединялись с другими.
а) Июль
Значительно возросла наземная и воздушная активность. Увеличившееся число Т-62, БТР-60П, гаубиц Д-30 наблюдалось на советских полигонах. Возле польской границы в TRA 8 прошло совместное учение ГСВГ и ННА. Некоторые советские авиачасти получили новые истребители Fishbed D (МиГ-21)
Также в этом месяце офицеры USMLM стали свидетелями большого успеха советских понтонеров. Вот как это было:
В 11.50 16 июля 1964 разведывательный экипаж миссии пересекал Эльбу по автомобильному мосту в районе Дрездена, когда командир экипажа заметил что в 500 м ниже по течению реки проводятся учения по наведению переправы. 6 катеров курсировали по реке, а со стороны Юбигау к ней подходила автоколонна понтонеров. Машина ВМС свернула с автобана и двинулась вдоль берега к месту предполагаемой переправы. Проехав около километра, они поняли что оставаясь в машине не смогут занять хорошую точку для наблюдения. Тогда было принято решение оставить машину и пойти пешком, взяв с собой бинокли и фотоаппаратуру. Три офицера-разведчика (двое из которых совершали свой первый, ознакомительный тур) двинулись к самому берегу, где не было препятствий для наблюдения и фотографирования. Пока они подходили, советская колонна с понтонным парком ПМП уже прибыла к месту наведения переправы. В этот момент разведчики заметили, что через луг к ним несется советский Газ-69. Бежать к своей машине было уже поздно, поэтому один из офицеров побежал навстречу приближающейся машине, а двое других кинулись прятать камеры, бинокли и объективы в кустах на берегу. Советские офицеры (один из которых вероятно был командиром понтонно-мостового батальона) подошли к экипажу миссии, как раз когда колонна ПМП остановилась на противоположном берегу. Они были весьма раздражены и стали спрашивать американцев о причинах их присутствия в данном месте и о местонахождении машины миссии. Во время этой беседы, 17 КРАЗов с понтонными звеньями совершили правый разворот, сдали назад к урезу воды и почти одновременно сбросили понтоны на воду. Тут же 3 американских и один советский офицер посмотрели на свои часы. Было 12.10. Продолжая более-менее вежливую беседу, экипаж наблюдал как в 12.11 к понтонам двинулись 6 катеров БМК-90. В 12.13 понтонные звенья были соединены между собой и катера стали разворачивать понтонную ленту поперек течения реки. В 12.14 мост, удерживаемый на месте катерами, соединил берега реки. Ровно в 12.15 (как все присутствующие засекли на часах) Краз-214 пересек реку по этому мосту. 100-метровый мост был наведен за 5 минут, причем советский подполковник-сапер был не слишком изумлен этим результатом. Но, когда восхищенные американцы стали поздравлять советских офицеров с отличной работой, те были явно польщены.Тем не менее, проследовать в Дрезденскую комендатуру экипажу все же пришлось. После того как их отпустили, разведчики немедленно вернулись на то место, где их задержали и долго разыскивали в темноте спрятанные камеры и бинокли. В конце концов, поиски увенчались успехом. На следующий день, пересекая Эльбу по тому же мосту, они снова увидели учения понтонеров. На этот раз было решено осуществлять наблюдение, остановившись на мосту. Наблюдение продолжалось до того момента, пока на мост не прибыл советский джип-амфибия (видимо МАВ) и разведчикам пришлось ретироваться.
Понтонное звено парка ПМП (взято с wwwsaper.etel.ru)
Август.
Учения ГСВГ и ННА продолжались, в том числе и совместные, но крупномасштабных маневров не было. В Нойштрелице замечен батальон новых танков Т-62.
в) Сентябрь. Новая 7-дневная временная запретная зона и армейские учения, завершающие летний учебный период. Наблюдаются прибытие поездов с молодым пополнением из Союза.
Замечено, что истребители Fishbed D имеют тормозные парашюты. Продолжается передислокация советской авиации на вспомогательные и полевые аэродромы.
1.7.3.4 Октябрь-декабрь
Ожидавшиеся крупномасштабные осенние маневры ГСВГ так и не состоялись, что вызвало разочарование разведчиков USMLM. Некоторым утешением для них послужили добытые в этом квартале учебный выстрел РПГ-7 и противотанковая мина ТМ-46.
а) Октябрь. Последняя в этом году временная запретная зона служила прикрытием для армейских учений в районе Летцингер-Хейде и Альтенграбов. Большая часть войск ННА занималась уборкой урожая. На октябрьском параде в Берлине были продемонстрированы ракетные комплексы SCUD-A и FROG-4, поступившие на вооружение армии ГДР. Замечено строительство аэродрома в районе Яннерсдорф.
Усилилась активность шоферских учебных центров ГСВГ.
Некоторые советские части копают картошку, вероятно для собственных нужд.
Рано утром, 26 октября разведывательный экипаж миссии проник на один из полигонов, регулярно используемый ГСВГ. Свежие следы гусениц показывали наличие советских частей. Двигаясь по проселку вдоль стрельбища, офицер-разведчик заметил на земле разрушенную инертную головную часть учебного выстрела РПГ-7 (Blunderbuss).
В тот же момент водитель заметил группу советских солдат на стрельбище. Тем не менее, экипаж смог сделать остановку, достаточную для того чтобы офицер успел подобрать инертную гранату и несколько других частей, пока не появился советский легкий грузовик, который преследовал машину миссии до выезда из полигона. Затем, на проселке разведчикам удалось оторваться от преследования. Неделю спустя офицеру миссии удалось собрать еще несколько частей выстрела на этом полигоне. Анализ добытого выстрела показал, что дальность огня нового советского гранатомета увеличилась примерно до 400 м, что значительно больше чем у старого РПГ-2 – до 180 м.
б)Ноябрь. Замена уволенных в запас молодым пополнением достигла пика. Деятельность войск сконцентрировалась на обучении основам вождения, связи, огневой подготовке. Тренировке проходили как правило в местах постоянной дислокации.
в) Декабрь. Продолжалось обучение молодого пополнения. Много учений водителей, на полигоны вышли саперы и связисты. Как раз наблюдая за учением саперов на полигоне разведгруппа миссии сумела добыть противотанковую мину ТМ-46.
Утром 9 декабря экипаж ВМС нанес оперативный визит на советский полигон инженерных войск южнее Науэна. Для водителя это был первый разведвыезд. Сначала разведчики увидели как советские саперы строят переправу через канал. Первый наблюдательный пункт им пришлось покинуть, заметив приближающийся Газ-69. Заняв другой НП, они начали фотосъемку учений. В это время советские военнослужащие, ехавшие в грузовике по шоссе заметили машину миссии и свернув с дороги блокировали своей машиной проезд в проволочном ограждении полигона. Американская машина укрылась за большим стогом сена, а советским бойцам явно не хватило терпения. Оставив свою выгодную позицию, грузовик направился к этому стогу, в то время как американцы объехав стог с другой стороны, выскочили в открывшийся проезд.
Следуя дальше, американский экипаж заметил в поле группу солдат и остановился для наблюдения в тени дерева. 2 отделения советских саперов, занимались установкой противотанкового и противопехотного минных полей.
Американцы успели посчитать количество минеров, интервал между ними, количество мин которые они несли, как и где саперы их устанавливали, сделали фотография учения и только после того советский офицер руководивший учениями заметил непрошенных гостей и разведчикам пришлось уехать.
В тот же день экипаж миссии вернулся обратно, уже с более опытным водителем. Единственный въезд на полигон минеров выглядел неохраняемым, и солдат там видно не было. Машина миссии свернула с шоссе и подъехала к минному полю. Офицер-разведчик хотел лично проверить это поле, замерить расстояния между минами, их заглубление. Но перед этим они решили проверить возможного отхода, так как въезд, через который они попали на полигон, мог быть легко блокирован. Машина двинулась вдоль лесополосы в поисках проезда, но все проходы между деревьями были блокированы инженерными заграждениями.
Так же разведчики заметили и уже знакомых саперов, которые занимались строевой подготовкой рядом со своим палаточным лагерем. Все же старший экипажа рискнул сделать остановку, чтобы ознакомиться с минным полем. Когда машина подъезжала к полю, офицер заметил большой ящик стоявший у дерева. Выскочив из машины, он открыл ящик, в котором оказалось полтора десятка противотанковых мин. Схватив одну из них, офицер завернул мину в одеяло и уложил в багажник машины, после чего разведгруппа быстро скрылась с полигона. Но на следующее утро тур-офицер опять вернулся на это место и наблюдал как около 40 советских солдат с щупами ищут мины, установленные днем ранее.
После осмотра добычи разведчиков выяснилось, что это новая, ранее не встречавшаяся модификация противотанковой мины ТМ-46.
Весила она 8.5 кг, корпус окрашен в защитный цвет, снаряжена учебным взрывателем. От старой она отличалась наличием дополнительного резьбового гнезда на дне для установки взрывателя неизвлекаемости (судя по описанию, это мина ТМН-46).
Инциденты и задержания.
Как я уже писал, в 1964 году сотрудники миссии 8 раз попадали в дорожные инциденты и 32 раза задерживались советскими и ГДРовскими властями.
Стандартный сценарий задержания – машина миссии каким-либо образом блокируется, дожидаются прибытия по вызову офицера комендатуры, которому задержанный экипаж сдает свои пропуска. Потом сотрудники миссии отправлялись в комендатуру, где проводилось расследование, и составлялся акт о нарушении границ запретной зоны или о незаконной деятельности (наблюдение или фотографирование военных объектов) или на худой конец о нарушении ПДД. Согласно действовавшей инструкции офицеры ВМС всегда отказывались подписывать подобные акты, вне зависимости от соответствия действительности указанным в акте обвинениям. Иногда в комендатуре требовали засветить пленку в фотоаппарате. В таких случаях дело могло затянуться надолго – если офицер-разведчик не успел до прибытия в комендатуру поменять в фотоаппарате пленку со снимками на пустую. Если же успел – спокойно засвечивал. В целом, сколько продлится задержание было предсказать трудно – от пары десятков минут (когда получалось разобраться без вызова комендатуры) до нескольких десятков часов.
Блокирование в основном осуществлялось при бронетехники или грузовиков. Оружие применялось редко, но все же случалось и такое. К примеру в 1962 ГДРовскими пограничниками был ранен водитель британской миссии, в 1973 обстреляна машина американцев – пуля прошла через носок ботинка сержанта-водителя, чудом не зацепив ногу. Были инциденты со стрельбой и в 1964:
1) 2 апреля экипаж миссии в составе майора Шимчука и специалиста Уэнделла, подъезжая к советской в/ч в г.Бранд, увидел советского часового. Быстро развернулись и поехали обратно, тем не менее часовой дал очередь примерно на 10 патронов. Попаданий в машину не было.
2) 25 сентября, Форст Глюкбург. Экипаж в составе подполковника Кэллахана, капитана Фаррара и специалиста Шульте проезжал по проселку мимо бункера из которого выскочили четверо советских солдат и бросились к машине. Когда водитель выполнял разворот, часовой произвел два предупредительных выстрела. Машина остановилась, но была отпущена через 30 минут советским сержантом.
1.7 Оценка деятельности ГСВГ и ННА ГДР офицерами USMLM по результатам разведвыездов.
1.7.1 ГСВГ.
а) Общая оценка.
В течение года ГСВГ продолжала оставаться в состоянии боевой готовности что обеспечивалось как соответствующей учебной программой, так и модернизацией вооружений, оборудования и оргструктур. Учебный цикл прогрессировал постепенно, от тренировок небольших подразделений до учений дивизионного масштаба. Крупномасштабные весенние учения ГСВГ были внезапно прерваны после сбития американского RB-66. Продолжалось обновление колесной техники, в конце года были проведены двухмесячные учения водителей. В целом сценарий учений ГСВГ выглядел шаблонно.
б) Сухопутные войска.
Так же как и в предыдущие несколько лет при подготовке войск особое внимание уделяется вопросам мобильности, с акцентом на форсирование рек. Некоторые новые образцы техники, такие как «scissor bridge» (видимо ТММ - Тяжелый механизированный мост) поступили в ограниченных количествах, вероятно для полевых испытаний.
Новые образцы вооружения, такие как танк Т-62 (минимум в 3-х танковых дивизиях ГСВГ отмечено появление батальонов этих танков), 122мм гаубица M1963 (очевидно Д-30), противотанковый гранатомет Blunderbuss (РПГ-7), которые уже ранее отмечались, появились в больших количествах. Впервые отмечено появление РСЗО БМ-21. В ракетных частях появились метеолокаторы End tray.
в) ВВС.
В течение 1964 г. 24-я воздушная армия продолжала модернизировать свое оборудование и увеличила оперативную эффективность. Общее количество самолетов несколько снизилось – с 1179 до 1047. Количество истребителей Fishbed C/D/E (МиГ-21) увеличилось со 105 до 126, количество легких бомбардировщиков Brewer (Як-28) и учебных Maestro (Як-28у) увеличилось с 28 до 71, а число устаревших бомбардировщиков Beagle (Ил-28) уменьшилось со 153 до 8. Отмечено появление новой модификации бомбардировщика Як-28 – Brewer B (Як-28Л).
В приложении Н дается точное число самолетов различных типов на аэродромах базирования.
Всего, по данным, добытым западными миссиями связи, в составе 24-й ВА было:
МиГ-21 Fishbed – 228; Су-7 Fitter – 126; МиГ-21У Mongol – 1; Як-25 Flashlight - 12; МиГ-19 Farmer – 72; МиГ-17 Fresco – 116; МиГ-15 Fagot – 28; Ил-28 Beagle – 87; Як-28 Brewer – 54; Як-28У Maestro – 17; МиГ-15 УТИ Midget – 8; Ли-2 Cab – 19; Ан-8 Camp - 34; Ил-14 Crate – 14; Як-12 Creek – 33; Ми-1 Hare – 96; Ми-4 Hound – 67; Ми-6 Hook – 17; Як-25РВ Mandrake – 6; Як-27Р Mangrove -12.
г) ВМФ.
В течение 1964 военно-морские силы СССР на территории ГДР регулярно наблюдались в порту Зассниц – один или несколько охотников за подлодками. Подтверждается, что небольшая часть охраны водного района КБФ базируется в этом порту на постоянной основе.
ННА ГДР.
а) Общая оценка.
В 1964 Вооруженные силы ГДР постепенно улучшались и становились хорошо обученной и оснащенной армией. Политическая надежность ВС оставалась под вопросом. Тем не менее советская сторона передала ГДР значительное количество нового вооружения, кроме того было проведено несколько совместных учений ГСВГ и ННА.
б) Сухопутные войска.
ННА ГДР получила тактические ракетные комплексы FROG (Луна) и оперативно-тактические ракетные комплексы SCUD (Эльбрус). ПТУРы и радары наведения Fan Song “E” для ЗРК С-75 замечались в больших количествах. В целом части ННА оснащались новейшим советским вооружением и оборудованием.
в) ВВС.
Общее количество самолетов ВВС ГДР снизилось – с 503 до 478. Добавились две новых эскадрильи истребителей Fishbed C/E (МиГ-21) и эскадрилья учебно-тренировочных L-29 чехословацкого производства. Всего в составе ВВС насчитывалось: Ил-28 Beagle – 6; Ан-2 Colt – 15; Ил-18 Coot – 2; Ил-14 Crate – 23; Як-12 Creek – 8; МиГ-15 Fagot – 37; МиГ-19 Farmer – 24; МиГ-21 Fishbed – 60; ; МиГ-17 Fresco – 222; Ми-1 Hare – 24; Ми-4 Hound – 44; L-29 Maya – 13.
г) ВМФ.
В течение 1964 наблюдение за военно-морскими силами ГДР велось только в порту Зассниц. Флотилия торпедных катеров, появившаяся здесь в 1963, была передислоцирована из Зассница. Ее там сменил дивизион из 4- сторожевиков проекта 50 (по классификации НАТО- Riga).
1.7.3 Хронология наиболее заметной оперативной активности.
1.7.3.1 Январь-март.
Приход зимы разведывательные экипажи USMLM встретили со смешанными чувствами. Передвижение по дорогам затруднено из-за льда и снега, уменьшилось светлое время суток, удобное для наблюдения, на деревьях нет листвы – природного камуфляжа для наблюдательных пунктов. Зато замерзшая почва на полях дает возможность совершать объезды запретных знаков вне дорог. Также проще было наблюдать и фотографировать объекты из-за отсутствия листвы на деревьях. Советские контрразведывательные мероприятия в этот период свелись к изданию новых карт постоянных и временных запретных зон. Также возросло число случаев агрессивного поведения немецкой наружки. Все миссии связи получили таблички с автомобильными номерами нового образца – гораздо более заметные. Требования советского командования убрать шторки с задних стекол машин миссии были отвергнуты (очевидно, шторки затрудняли работу экипажей наружки по документированию незаконных действий разведчиков).
На эффективность работы USMLM в этот период серьезно повлияли два ЧП со сбитыми американскими самолетами. Британская французская миссия работали в обычном режиме.
а) Январь.
Высокая активность советских водительских учебных центров. На дорогах множество автоколонн с курсантами-шоферами. Значительно пополнилась база данных миссии по советским автомобильным номерам. Советские инженерные части проводили интенсивные учения по организации переправ и строительству мостов на Эльбе. ННА создала временную запретную зону, чтобы скрыть от наблюдения учения 3-х дивизий в 3-м военном округе. Впервые отмечено появление в зоне наблюдения бомбардировщиков Як-28 Brewer и учебных машин L-29. ПТУР на шасси Газ-69, инженерное минно-заградительное оборудование, новая техника ракетных войск, новые мостоукладчики на автомобильном шасси, Т-62 и гаубицы Д-30 появлялись во все возрастающем количестве.
б) Февраль.
В середине месяца советское командование создало новую постоянную запретную зону, которая закрыла от наблюдения ряд интересных мест. В начале месяца экипажи миссии успели последний раз посетить полигон понтонеров на Эльбе, который был наиболее удачным местом для фотографирования советской инженерной и амфибийной техники и наблюдения за учениями по наведению переправ.
Кроме того, две новых временных запретных зоны ограничили передвижение сотрудников миссии во время дивизионных учений ГСВГ. Продолжались учения по наведению переправ на Северном полигоне (р.Эльба) и на полигоне Эльстер-Галлин. 122 мм гаубицы Д-30 замечены в различных частях СА на юге ГДР.
Новые таблички автомобильных номеров получены всеми ВМС. Отличие от старых – вдвое больший размер цифр и яркий желтый фон таблички.
Советские коменданты задерживали экипажи миссии на более длительные сроки и требовали убрать шторки с заднего стекла. 25 февраля на Хельмштадтском автобане сделано фото метеолокатора End Tray.
Март.
Лейпцигская весенняя техническая ярмарка всегда была важной целью для разведчиков миссии, и 1964 год не стал исключением. Приложением к финальному 45-ти страничному отчету стали 1171 образцов продукции и печатных изданий, 347 отдельных фото и множество дополнительной информации о промышленности ГДР, полученной в ходе бесед и посещения выставок.
Также в этом месяце начались масштабные учения ГСВГ. Войска нескольких армий выдвигались в запретные зоны, где они сталкивались с командами USMLM, занимавшимися поиском пилотов сбитого RB-66. Через два дня после этого учения были внезапно свернуты, войска вернулись в места постоянной дислокации. Также в марте получено первое фото РПГ-7 Blunderbuss на вооружении войск ГСВГ и получено подтверждение что на вооружении ННА появились тактические ракетные комплексы FROG.
1.7.3.2 Апрель-июнь
Появилась одна новая временная запретная зона. Увеличилось светлое время суток, листва на деревьях обеспечивала лучшую маскировку НП. Хорошая погода увеличила частоту полетов военной авиации. Производились выброски парашютистов, учения по наведению переправ продолжали привлекать большое внимание.
а) Апрель.
Несмотря на более осторожную разведывательную политику (из-за множества задержаний во время поисковых работ) апрель был довольно удачным месяцем в отношении добычи информации. ННА готовилась к первомайскому параду, не прекращая интенсивную боевую подготовку. Некоторые советские части вышли на полигоны. Несколько раз были замечены ПТРК Snapper, Swatter, Baby Carriage, советские понтонеры продолжали учения в районе Эльстер-Галлин.
б) Май.
Месяц был тихим, случаи наблюдения активности были редкими. На первомайском параде были продемонстрированы интересные ПТРК. Разведчики миссии наблюдали выброску парашютистов в районе Лобурга (2 Ан-2 Colt выбросили группы по 7-10 человек). Радар ЗРК С-75 Fan Song E впервые замечен в Рауэне. Найдены много новых строительных площадок, возможно военных объектов.
в) Июнь.
Активность ГСВГ и ННА постепенно увеличивалась. Учения понтонеров становились все более интенсивными, крупномасштабные полевые учения впервые наблюдались в районе постоянной запретной зоны (PRA) Альтенграбов.
Новая артиллерийская часть (130 мм пушки) замечена в Вердере. На авиационных полигонах МиГ-21е выполняли бомбометание, а Су-7 Fitter – ракетные стрельбы. МиГ-21 Fishbed D работали с полевых аэродромов (не имеющих твердого покрытия) – ранее о такой их способности было неизвестно. Продолжались тренировки парашютистов.