немного истории... или как рождаются легенды...
Хрущёвский тракт в Барнауле
Каждый раз изучая то или иное событие, проверяя правдивость очередной легенды, я поражаюсь, сколько белых пятен в истории XX столетия нашего города и края. Народная молва весьма богата на различные слухи и домыслы, на всякие мифы и легенды. Некоторые сказания проверить довольно сложно за давностью лет, другие полны мистики и едва ли вообще имели место быть.
Но есть легенды, в основу которых ложились события, случившиеся, по меркам истории, буквально вчера. Одна из них - легенда о Хрущёвском тракте.
Суть легенды в следующем: в марте 1954 года, когда началось знаменитое освоение целинных земель, из центральных районов страны на Алтай стали прибывать эшелоны с целинниками. Перед отправлением их напутствовал Хрущёв словами: "Вы едете в замечательные районы страны. Там много очень хороших людей, знающих свой край, любящих его, знающих, как надо вести сельское хозяйство. Надо работать рука об руку с ними, учиться у них, советоваться с ними".
А уже в июле решил Хрущёв лично проверить, как у целинников на Алтае идут дела, заодно заглянуть к Георгию Наливайко, недавно назначенному директором Алтайского НИИ сельского хозяйства. Для встречи высокого гостя от Павловского тракта через будущую Сулиму в Научный городок практически среди степи, было уложено около 4 километров асфальта. Причем сделано это было в рекордно короткие сроки. По дороге Никита Сергеевич смотрел по сторонам и всё больше мрачнел: столько полей вокруг, а кукуруза на них не растет. Что там находилось под колесами персональной машины, хозяина страны не интересовало: мало ли в Советской Родине асфальта.
Потом была встреча с партийным аппаратом края и города, на которой настоятельно подчеркивались преимущества выращивания кукурузы. После визита в Барнаул Хрущёв выехал в южные районы края. На Алейской железнодорожной станции пересел в спецпоезд и прибыл в Рубцовск, где делегация погрузилась на три самолета и вылетела в Алма-Ату. Кукурузой наш край не прославился ни тогда, ни позже, но коммунальщики до сих пор при вскрытии теплотрасс под полуметровой толщей земли находят остатки Хрущёвского тракта.
Примерно в таком изложении легенда гуляет по просторам интернета, время от времени всплывая на тех или иных ресурсах. Перед тем как приступить к изучению этого материала и поискам тракта, я сопоставил даты. Оказалось, что Научный городок был основан лишь в 1966 году, то есть через 12 лет после описываемых в легенде событий. Получается, в ту сторону Хрущёва везти просто не могли, разве что после...
Однако я понимал, что на пустом месте такие легенды не рождаются. И спустя некоторое количество времени ко мне попала книга Анатолия Муравлёва, где более подробно описывались эти события. Получалось, что Хрущёв был в Барнауле проездом трижды, в том самом 1954-м, а также в 1956 и 1961 годах. Легенда дошла до наших дней в искажённом виде, а действительности всё обстояло иначе. Но не менее интересно!
Осенью 1961 года Хрущёв, движимый "зудом реорганизаций", заявил, что Министерству сельского хозяйства нечего делать в Москве, и переселил его в село Яхромское - в сотне километров от столицы. Именно в тот момент в Целинограде проходило совещание аграрников. На нём учёные Алтайского НИИ сельского хозяйства Георгий Наливайко и Нина Чеканова поделились накопленным опытом выращивания "королевы полей" - кукурузы, кормовых бобов, а также производства гороха. И упомянули, что АНИИСХ и Крайсельхозуправление уже перебрались в пригород Барнаула.
Хрущёв решил лично ознакомиться с передовым аграрно-управленческим опытом на Алтае. Руководство края схватилось за голову, потому что НИИ и сельхозуправление и не собирались никуда переезжать из центра Барнаула. Как мы помним, Научный городок был открыт лишь пять лет спустя.
Из положения вышли, используя нашу природную смекалку. Первым делом выяснили, что Никита Сергеевич находится в постоянном подпитии. Решили принять высокого руководителя на железнодорожной станции Штабка - в 35 километрах от Барнаула. Нашли подходящие здания, навесили на них нужные вывески, как могли, разместили учёных и работников Крайсельхозуправления. А для поездки высокого гостя от Павловского тракта к кукурузному полю на окраине Барнаула через будущую Сулиму срочно уложили около четырёх километров асфальта.
Подмены мест расположения агроведомств Никита Сергеевич не заметил. Через несколько лет началось строительство Алтайского НИИ сельского хозяйства и Хрущёвский тракт стал частью дороги до Научного городка. Но поскольку дорогу для Хрущёва строили наспех, дорожное полотно быстро пришло в негодность, и дорога превратилась в обычную грунтовку.
Сопоставив всю имеющуюся информацию со спутниковой картой, появилось предположение о том, где могли сохраниться остатки легендарного тракта. Большую часть дороги со временем поглотили построенные в 60-80-х годах жилые микрорайоны, и лишь небольшой фрагмент дороги уцелел за Солнечной поляной. Оказавшись на месте, я прошёл дорогу на всём протяжении. Сразу бросилась в глаза ширина дорожной насыпи. Пройдя чуть дальше от железнодорожного переезда, я обнаружил остатки старого асфальта и водопропускные трубы. Судя по всему, это и был тот самый Хрущёвский тракт, ставший первым шагом в массовом освоении земель к северо-западу от Барнаула.
История нашего города полна самых разнообразных событий. Одни из них сохранились в памяти барнаульцев, другие дошли до нас в виде легенд, а остальные так и останутся утерянными фрагментами нашего прошлого.
Автор текста и фото: Евгений Кучинёв