Разведывательные машин стран Варшавского договора.
Советский Союз и его союзники по Варшавскому договору использовали широкий спектр средств для разведки во время «холодной войны». Основные боевые танки и боевые машины пехоты занимали свое место в разведывательных подразделениях, но было также несколько специализированных машин, разработанных как идеальные инструменты для разведки.
БРДМ-1
В 1957 году БРДМ-1 поступил на советскую службу. В странном автомобиле было восемь колес, двух разных размерах. Передняя и задняя пары использовались в любое время и обеспечивали транспортное средство мощностью четырехколесного привода.
Четыре маленьких колеса были установлены между ними и оставались поднятыми во время движения по дорогам или по ровной местности. Их опускали на землю для пересечения рвов и труднопроходимой местности, где они улучшали внедорожные характеристики автомобиля.
Плавающий польский BRDM-1 и ПТ-76 легкий танк во время амфибийного упражнения. Обратите внимание на поднятую обшивку в передней части автомобиля.
Как и многие советские боевые машины, БРДМ-1 был амфибийным, способным продвигаться через реки с помощью струи воды.
Он имел сварной стальной корпус, первоначально с открытой крышей. В 1958 году к шасси была добавлена полная крыша. На крыше был установлен пулемет, и было четыре огневых порта для солдат внутри, чтобы стрелять.
Первоначальная модель имела оборудование для обнаружения химического и ядерного оружия, но не для защиты своей команды от них. В более позднюю версию БРДМ-1-рхб добавили ядерную, биологическую и химическую защиту, а также аварийные сигналы, чтобы предупредить войска о загрязняющих веществах.
Бронетранспортер БРДМ-1 в Музее Польской Техники Войцкой в Варшаве.
БРДМ-2
БРДМ-1 был достаточно успешным, чтобы оправдать строительство подобных автомобилей. В 1960-х годах новый БРДМ-2 был разработан на основе оригинала. Он сохранил сварную стальную броню и люки доступа, а также места для водителя и командира спереди. Но он также включил некоторые существенные изменения, которые сделали его более адаптируемым и более тяжелым.
Одним из таких изменений стал более мощный двигатель. Он был перенесен с предыдущего места в передней части автомобиля на заднюю.
Бронетранспортер БРДМ-2 на военном параде.
Была добавлена одноместная башня с ручным пулеметом. Это был 14,5-мм пулемет КПВТ, тяжелее оружия БРДМ-1, с оптическим прицелом и 7,62-мм соосным пулеметом ПКТ.
БРДМ-2 сохранил необычную компоновку колес своего предшественника с новой системой регулирования давления в шинах для лучшего внедорожного вождения. Он также имел струйный движитель для десантных операций.
Помимо датчиков и защиты РХБ, этот автомобиль был оснащен инфракрасными фарами и прожектором и лебедкой.
Две бронированных разведывательных машины БРДМ-2М-97 «Żbik-B» на военном параде в Кракове 17 мая 2008 года.
БРМ
Для следующего разведывательного автомобиля советские конструкторы отошли от конструкции БРДМ. Вместо этого они приспособили корпус БМП-1, боевой машины пехоты.
БРМ потерял два из четырех люков на крыше, которые солдаты использовали для входа и выхода из БМП-1. Дополнительное пространство использовалось для более крупной двухместной башни. Он был оснащен 73-мм гладкоствольным орудием 2A28 и 7,62-мм пулеметом ПКТ. На задней стенке башни иногда устанавливались дымовые гранатометы.
Польский БМП-1 (BWP-1) во время тренировки.
Также в башне была радиолокационная система, которая могла быть поднята над крышей, чтобы обеспечить лучший охват. Вместе с лазерным дальномером это дало команде БРМ больше инструментов для их разведывательной работы. Улучшение навигационного оборудования и радио позволило ему более эффективно координировать работу с другими войсками.
У БРМ было шесть членов экипажа, что на два больше, чем у БРДМ-2. К наводчику присоединился командир башни. В тылу находилась пара наблюдателей.
Бронетранспортер БРМ-1К.
БРМ-23
Как и русские, болгары адаптировали одну из своих боевых машин пехоты, чтобы предоставить специализированный инструмент для разведывательных войск.
Основанный на БМП-23, БРМ-23 имел много общего с советскими разведывательными машинами. Водитель и пехотинцы сидели спереди, с двигателем между ними. Позади них была мощная башня, содержащая командира и наводчика. Пятый десантник сел сзади.
Основным оружием БМП-23 была 23-мм пушка, ранее использовавшаяся как зенитное орудие. На этой башне также находился пулемет ПКТ 7,62 мм. Справа от основного корпуса находились два огневых порта для стрелкового оружия, а слева-один.
БМП-23 на параде.
Машина имела широкий спектр специального разведывательного оборудования. Пассивное устройство ночного видения и лазерный дальномер могли использоваться как в ручном режиме, так и на стабилизирующем штативе. Там были детекторы химического оружия, радиации и мин. Артиллерийский прицельный круг мог быть использован, чтобы помочь направить огонь других войск.
Разработанный для работы более чем на 90 км впереди от остальной армии, БРМ-23 должен был быть в состоянии оставаться на связи. Поэтому, он нес дополнительные радиостанции и антенну, которая, когда поднята, могла расширить диапазон основного радио до 120 км.
Как и более поздние советские разведывательные машины, БРМ-23 обладал защитой РХБ.
Боевая машина пехоты БМП-30 в болгарском стиле. Это редкая, обновленная версия стандартного БМП-23.
FUG
FUG был вкладом Венгрии в разведывательные машины времен холодной войны. Он был принят на вооружение венгерской армией в 1964 году, а затем взят чехами и поляками.
FUG была похожа на БРДМ-1. Он также имел стальную броню советского автомобиля и необычную компоновку колес с четырьмя меньшими втягивающими колесами между основными четырьмя. В отличие от БРДМ-1, его двигатель был сзади. Вместо одной струи для перемещения по воде, FUG имел две.
В него заходили через люки в крыше, которые можно было зафиксировать в поднятом положении, чтобы защитить солдат, стреляющих и вылезающих. Он имел шесть стрелковых портов для стрелкового оружия, но только одно собственное орудие - 7,62-мм пулемет СГМБ, которым управлял солдат, стоящий в открытом люке.
FUG D-442 Венгерский бронированный разведывательный автомобиль на военно-учебной базе в Цобанке.FUG D-442 Венгерский бронированный разведывательный автомобиль на военно-учебной базе в Цобанке.
FUG D-442 Венгерский бронированный разведывательный автомобиль на военно-учебной базе в Цобанке.
Автомобиль имел инфракрасные огни дальнего света, а иногда и соответствующий прожектор. Оригинальная модель не имела защиты РХБ, она была добавлена к более позднему FUG-US.