Страшная и до сих пор малоизвестная трагедия произошла в небе Германии 14 апреля 1951 года. Одновременно разбились сразу 13 (тринадцать!) советских штурмовиков ИЛ-10. Недавно в журнала "Barbara Weldung" опубликовано расследование Henrik Schulze об этом пришествии 65-летней давности. Естественно, никакими советскими архивами он пользоваться не мог. Сведения собраны в основном по воспоминаниям свидетелей этой авиакатастрофы.
Воздушная трагедия 14 апреля 1951 года
Сообщений 1 страница 30 из 199
Поделиться425-05-2016 17:25:22
Страшная и до сих пор малоизвестная трагедия произошла в небе Германии 14 апреля 1951 года. Одновременно разбились сразу 13 (тринадцать!) советских штурмовиков ИЛ-10. Недавно в журнала "Barbara Weldung" опубликовано расследование Henrik Schulze об этом пришествии 65-летней давности. Естественно, никакими советскими архивами он пользоваться не мог. Сведения собраны в основном по воспоминаниям свидетелей этой авиакатастрофы.
А что случилось то? Немецкий как то.....
Поделиться525-05-2016 17:35:27
Вот пожалуйста, вроде немцы-а помнят о трагедии советских лётчиков. Пример для нашей молодёжи (чисто моё мнение).Просто приходилось не один раз видеть подобное в Германии.
Поделиться625-05-2016 17:54:43
А что случилось то? Немецкий как то.....
У меня с немецким тоже не совсем хорошо. Возможно кто то найдется из знающих его. Но ход этих событий в общих чертах позже выложу.
Информационный щит с кратким материалом о давней трагедии, установленный на месте падения ИЛ-10. Вверху фотография самолета и сохранившийся его обломок. Внизу изображение стелы, установленной на месте захоронения летчиков. Фото Сергея Разина.
Поделиться725-05-2016 18:09:40
. Внизу изображение стелы, установленной на месте захоронения летчиков. Фото Сергея Разина.
Чего-то маловато жертв для 13 разбившихся машин.
Поделиться825-05-2016 18:12:18
Вот пожалуйста, вроде немцы-а помнят о трагедии советских лётчиков.
Так мы и побед своих не помним - за два дня до этого в Корее наши асы уронили сразу 14 американских Б-29 (амеры этот день прозвали "черный четверг").
Поделиться925-05-2016 18:18:36
На камне высечено: В память 13 аварий 14 апреля 1951 г.
Да, интересно узнать подробности.
Поделиться1025-05-2016 18:21:33
Да, интересно узнать подробности.
Да,не могли же просто так 13 самолётов зараз разбиться.
Поделиться1125-05-2016 18:55:11
Не нашел вообще никаких упоминаний даже о единичных катастрофах Ил-10.
Поделиться1225-05-2016 19:11:36
На фото написано, что "26 пилотов и бортстрелков погибли во второй половине дня в силу сложившихся неблагоприятных обстоятельств. Не вызывает сомнения, что во время полета бушевала гроза".
По-моему чушь собачья.
Поделиться1325-05-2016 20:09:51
Недавно в журнала "Barbara Weldung"
Barbara Weldung? правильнее - Barbara WMeldung. Barbara Meldung - бюллетень артиллерийского метеорологического поста.
Название :. Barbara Meldung Nr. 22 раздаточный материал к истории гарнизонного Jterboger.
Автор (ы) / Издательство: Шульце, Хенрик (ред)
серия:
Описание: Из содержания: самоубийство сержанта; Feuerwerkererinnungen в Altes Lager; Авиакатастрофа в Фронсдорф; Русском кладбище в Хальбе; Солдаты ассоциации; Названия улиц в Новом складе; 20 апреля 1945 Фавор с Radeland; От Одера до Trebbin; Военные преступления в Oehna; Массовое ДТП в Даме; Некролог генерала Бурлакова ... и многое другое
Буклет, 36 С. сшиваются, цветной конверт и текст с ч / б фотографии показано на рисунке. Из первых рук.
Издатель / Год: Jterbog: Selbstverlag 2011th
Поделиться1425-05-2016 20:14:01
По-моему чушь собачья.
Это не чушь собачья, поскольку существуют реальные могилы 13 офицеров- летчиков во главе с командиром полка (на стеле его фотография сверху) и 13 сержантов- воздушных стрелков, погибших в один день 14 апреля 1951 года.
Обратная сторона информационного щита. На ней изображена карта, где стрелками обозначены места падений самолетов. Фото Сергея Разина.
Поделиться1525-05-2016 20:34:34
во главе с командиром полка
Гвардии подполковник авиации Гаврась Александр Григорьевич - командир авиаполка ( какого?). Воевал в 624 шап 308 шад.
с сайта Источник
Поделиться1625-05-2016 20:44:23
Список советских воинов и граждан, похороненных на советском воинском кладбище в г.Потсдаме /Михендорф штрассе/
Поделиться1725-05-2016 21:09:27
Это не чушь собачья, поскольку существуют реальные могилы 13 офицеров- летчиков во главе с командиром полка (на стеле его фотография сверху) и 13 сержантов- воздушных стрелков, погибших в один день 14 апреля 1951 года.
Да, беру свои слова обратно.
Вот список погибших в тот день. Но я насчитал двенадцать экипажей, погребенных в Михендорфе, в т. ч. комполка Александр Григорьевич Гаврась.
с-т Абдрашитов Рафаил Абдулович 1927 - 14.04.51
с-т Алфиров Николай Антонович 1928 - 14.04.51
ст.л-т Апарин Дмитрий Григорьевич 1926 - 14.04.51
мл.с-т Архипов Иван Дмитриевич 05.09.29 - 14.04.51
ст.с-т Бабенков Александр Иванович 26.01.23 - 14.04.51
л-т Байбоков Александр Яковлевич 19.10.25 - 14.04.51
ст.л-т Бовва Алексей Владимирович 1923 - 14.04.51
с-т Бызгаев Владимир Федотович 1928 - 14.04.51
л-т Востроухов Виктор Ивановйч 04.08.26 - 14.04.51
п/п-к Гаврась Александр Григорьевич 1914 - 14.04.51
ст.с-т Гаврилов Юрий Филиппович 1927 - 14.04.51
ст.л-т Гузиков Владимир Антонович 1922 - 14.04.51
ст.л-т Гуров Николай Иванович 27.04.19 - 14.04.51
к-н Егоров Виктор Иванович 1923 - 14.04.51
с-т Кобяков Василий Петрович 1928 - 14.04.51
л-т Кобяков Леонид Николаевич 20.03.28 - 14.04.51
мл.с-т Козаков Иван Трофимович 1929 - 14.04.51
к-н Моисеев Николай Андрианович 1917 - 14.04.51
л-т Михайлов Александр Николаевич 1924 - 14.04.51
с-т Никаев Петр Филиппович 1928 - 14.04.51
мл.с-т Паников Петр Сергеевич 1929 - 14.04.51
мл.с-т Савочкин Анатолий Иванович 1928 - 14.04.51
л-т Шемякин Николай Васильевич 1921 - 14.04.51
с-т Шляпников Михаил Н. 1927 - 14.04.51
Поделиться2026-05-2016 21:57:03
Захоронение погибших на кладбище "Михендорф" в Потсдаме произведено на трех участках.Фото Сергея Разина.
Там, где памятник - 16 могил. А почему не в одном месте? Возможно, не сразу всех нашли?
Кто-нибудь может прояснить:
1. Известны ли номера авиаполка и авиадивизии?
2. Кто тогда командовал 16-й ВА?
Фактически в одночасье угробили половину полка, наверняка были серьезные кадровые перемещения.
Отредактировано vt10otb (26-05-2016 22:02:12)
Поделиться2126-05-2016 22:16:33
Фактически в одночасье угробили половину полка,
Всё таки интересно,как угробили?Диверсия?
Поделиться2226-05-2016 23:47:27
vt10otb
Очень мало информации по штурмовой авиации в послевоенный период. Известно, что в конце 40-х полным ходом шло перевооружение штурмовых дивизий ВВС на ИЛ-10. 11 ШАД входившая в состав 24 ВА(16 ВА) на начало 50-х базировалась в Эльстали.
КОМАНДУЮЩИМ 24 ВА на тот момент был, находящийся в опале, бывший и будущий главком ВВС генерал-лейтенант Вершинин 1950-51 годы. (!)
11-я гвардейская Нежинская штурмовая авиационная Краснознамённая ордена Суворова II степени дивизия 20 февраля 1949 года на основании директивы Генерального штаба от 10.01.1949 г. была переименована в 200-ю гвардейскую Нежинскую штурмовую авиационную Краснознамённую ордена Суворова II степени дивизию
Входила в состав 75-го Люблинского Краснознаменного штурмового авиационного корпуса. Полковник Терехов Н.П с февраля 1951 по апрель 1954 г.
Командир корпуса на начало 50 -х
2-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия (с 10.06.1945 г.)
635-й гвардейский штурмовой авиационный полк ( с 1949)
725-й гвардейский штурмовой авиационный полк ( с 1949)
823-й гвардейский штурмовой авиационный полк ( с 1949)
664-й гвардейский штурмовой авиационный полк ( с 1949)
Эти полки на начало 50-х были уже оснащены ИЛ-10.
11-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия (с 10.06.1945 г.)
664-й гвардейский штурмовой авиационный полк
710-й гвардейский штурмовой авиационный полк
830-й гвардейский штурмовой авиационный полк
В этой дивизии во время войны служил мой земляк- Герой Советского Союза Просвирнов Михаил Алексеевич
Поделиться2327-05-2016 07:14:07
полковник Терехов Н.П с февраля 1951 по апрель 1954 г.
Значит, комдива все-таки поперли с должности.
&del&
&del&
Отредактировано vt10otb (27-05-2016 07:14:35)
Поделиться2427-05-2016 07:15:47
полковник Терехов Н.П с февраля 1951 по апрель 1954 г.
Значит, комкора не тронули. Возможно, из-за малого срока нахождения в должности. Вероятно, всю вину возложили на комдива?
Отредактировано vt10otb (27-05-2016 07:17:26)
Поделиться2527-05-2016 07:19:42
Очень мало информации по штурмовой авиации в послевоенный период.
Может внесёт какую то ясность, Книга: "Воздушный щит Страны Советов" Дроговоз Игорь Григорьевич?
Вот некоторые данные по высшему командованию
В 1950—51 гг. Кутахов командовал 175-й истребительной авиадивизией, затем возглавлял 145-ю истребительную авиадивизию 24-й воздушной армии ГСВГ. После этого два года он был заместителем командира, а в 1953—55 гг. командиром 71-го истребительного авиакорпуса в ГСВГ.
Ссылка на книгу: Воздушный щит Страны Советов
Автор: Дроговоз Игорь Григорьевич
Поделиться2627-05-2016 07:20:31
Всё таки интересно,как угробили?Диверсия?
Вряд ли. Просто вылетели в нелетную погоду. Без последствий такое ЧП оставить не могли. В свое время Л. М. Каганович произнес гениальную фразу. За точность не ручаюсь, но смысл такой: каждая авария имеет фамилию, имя и отчество.
Поделиться2727-05-2016 09:18:57
Всё таки интересно,как угробили?Диверсия?
Диверсия - вряд ли , И. В. Сталин жив , и заговоры пересеклись.
Поделиться2827-05-2016 11:43:24
Вряд ли. Просто вылетели в нелетную погоду.
Ну два-три,но не 13 же?И кто мог позволить лететь в такую погоду?
Поделиться2927-05-2016 13:33:34
Немного истории и ЛТХ самолёта ИЛ-10
Ил-10 – советский самолет-штурмовик, выпущен под завершающий этап Второй мировой войны. Разработкой военного самолета занималось КБ Ильюшина. Ил-10 •это глубоко модернизированный отечественный самолет Ил-2, выпущен в 1944 г. Впервые поднят в воздух 18.04.1944 летчиком-испытателем Коккинаки В. К.
Цельнометаллический двухместный моноплан. В отличие от Ил-2, исходя из статистики поражения самолетов, в броневой отсек полностью поместили кабину воздушного стрелка. Ровно в два раза по сравнению с базовой моделью увеличили толщину брони •с 4 до 8 мм. Также был увеличен калибр вооружения с 12,7 мм до 20 мм.
Крыло Ил-10 в сравнении с базовой моделью было тоньше и имело ряд различных компоновок. Оно снабжалось посадочно-взлетными щитками по типу «Шренк» и элеронами «Фрайз». Уборка шасси схожа с Су-6, также убирается в межлонжеронное пространство центральной части. При этом колеса поворачиваются на 86 градусов. Благодаря этому лобовое сопротивление и мидель уменьшились. Также уменьшению сопротивления воздуху в полете поспособствовала герметизация всех отверстий и щелей. Были установлены дополнительные перегородки внутри фюзеляжа для создания отдельных отсеков. По итогам проведенной работы лобовое сопротивление Ил-10 практически в двое меньше, чем у базового Ил-2.
Проектировка нового самолета целиком и полностью опиралась на имевшийся опыт с эксплуатацией Ил-2. На Ил-10 установили 4 пушки калибром 20 мм (позже их заменили на 23 мм). На крыльевые балки поставили восемь РС-82 (реактивные снаряды). Внутренний бомболюк и внешняя подвеска использовались в качестве вооружения разнокалиберными бомбами с весом до 600 кг.
ЛТХ:
Модификация Ил-10
Размах крыла, м 13.40
Длина, м 11.12
Высота, м 4.18
Площадь крыла, м2 30.00
Масса, кг
пустого самолета 4650
нормальная взлетная 6300
Тип двигателя 1 ПД Микулин АМ-42
Мощность, л.с.
полетная 1 х 1750
взлетная 1 х 2000
Максимальная скорость , км/ч
у земли 507
на высоте 551
Крейсерская скорость , км/ч 436
Практическая дальность, км 800
Скороподъемность, м/мин 625
Практический потолок, м 7250
Экипаж, чел 2
Вооружение: две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и два 7.62-мм пулемета ШКАС
одна 20-мм пушка УБ-20 или 12.7 пулемет УБС с сзади
до 8 РС-82 или РС-132
бомбовая нагрузка - нормальный вариант - 400 кг (2 ФАБ-100 в бомбовых отсеках и 2 ФАБ-100 на внешних подвесках);
перегрузочный - 600 кг (2 ФАБ-50 в отсеках и 2 ФАБ-250 на внешних подвесках)
Добавлено спустя 16 минут 54 секунды:
Пы.Сы. Вообще никаких упоминаний о трагедии 14 апреля, пока не смог найти.
Поделиться3027-05-2016 14:46:43
Там, где памятник - 16 могил. А почему не в одном месте? Возможно, не сразу всех нашли?
Видно по всему, что похороны летчиков происходили в три этапа. Сначала 16 человек с командиром полка, затем вскоре на соседнем участке кладбища еще шестерых. Ну, и последних четырех где то в стороне, через какое то довольно продолжительное время.