Военные номерные знаки и всё что с ними связано.
История военных номерных знаков‡СССР, ГСВГ,РФ&
Сообщений 1 страница 30 из 108
Поделиться218-05-2017 07:17:07
Да простит меня инициатор данной темы....
Начнем , благословясь...
Номерные знаки появились на автомобилях и мотоциклах Красной Армии весной 1942 года (самое раннее упоминание - 4 апреля 1942 года)
До этого армейская автомототехника вообще обходилась без знаков регистрации. Прежние гражданские номера были только на мобилизованном в армию гражданском транспорте.
В 1962 году стандарт военных времён был заменён на стандарт, схожий с гражданскими номерами 1959 года, только с двумя, а не с тремя буквами.
Автомобильные знаки в военные годы как правило писались вручную прямо поверх краски на дверцах кабины и на заднем борту грузовиков и джипов,
если дверей не было (как на Додж-3/4) - то на переднем буфере, у Виллисов-джипов - под левым ветровым стеклом, там было удобное для этого место, на Фордах-амфибиях - как у лодок - на бортах выше ватерлинии в районе ветрового стекла. У "Эмок" иногда был номер, нарисованный на заднем стекле. Иногда применялись чёрные номерные таблички с номером, написанным белой краской от руки, а в послевоенные годы такие таблички стали нормой.
Автомобильные номера.
Состояли из буквы и пяти цифр. Использовались, по-видимому, те же 28 букв, что и в гражданских сериях: АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ.
При этом какой-либо системы в сериях не было (чтоб враг не догадался, и это
правильно).
До 1944 года буквы были одного размера с цифрами.
Самым распространённым написанием было:
H-5-73-33 но встречались и варианты H 5-73-33, H 5-7333
Начиная с 1944 года буква стала выше ростом, а над первой или над последней цифрой довольно часто ставилась пятиконечная звёздочка. Но старое написание тоже имело хождение, а возможно, даже и применялось на вновь регистрируемых машинах.
Для номеров с высокой буквой нередко применялось такое написание:
H-57-333 хотя прежний вариант H-5-73-33 встречался ничуть не реже.
Вот требования о размерах знаков из руководства 1962 года:
на табличках, дверцах и задних стенках кабины:
Буква (в примере приведена буква Ш, которая во многих шрифтах шире остальных букв):
Высота - 110мм, ширина - 80мм, толщина штриха - 10мм
Цифры:
Высота - 80мм, ширина - 40мм, толщина штриха - 8мм
Дефис:
Ширина - 20мм, толщина штриха - 8мм
на заднем борту грузовиков:
Буква (в примере приведена буква Ш, которая во многих шрифтах шире остальных букв):
Высота - 300мм, ширина - 150мм, толщина штриха - 30мм
Цифры:
Высота - 300мм, ширина - 120мм, толщина штриха - 30мм
Дефис:
Ширина - 80мм, толщина штриха - 30мм
Нередко на фотографиях первой половины войны видны машины, на которых явно вообще нет номеров.
Мотоциклетные номера.
Их отличием было то, что они состояли из буквы и четырёх цифр.
Варианты написания были такими:
Б-92-25
Б-9-225
Чаще всего, особенно на фотографиях первой половины войны, на мотоциклах вообще нет номеров, или номера имеют танковую систему, то есть чисто цифровые, до 4 цифр, нарисованные на колясках и явно выданные не в общеармейском масштабе, а местными воинскими подразделениями.
Поделиться522-05-2017 21:20:27
Ну что сказать, рад что тема нашла своих приверженцев. Спасибо за открытие темы!
Сначала несколько слов о себе. Этим летом исполнится 39 лет, как в моей коллекции появился первый номер. Мне было тогда шесть лет. Номер был подарен возвращавшимся из командировки в Польшу другом семьи. Дипломатический номер Польши на его Москвиче был уже никому не нужен, и один из номеров он мне подарил. Пройдет лет 35, и случайно, по публикации в Интернете, мне предложат номера. В процессе выяснится, что предлагает их мне тот самый человек, что когда-то подарил первый номер. Так в коллекции появится второй номер из комплекта, а также удастся уточнить год, в котором появился самый первый номер.
Лет пять назад в попытках найти временной период появления интересных номеров, увиденных на фотографиях, я начал собирать информацию о номерных знаках. Выяснилось, что конкретной и точной информации в Интернете про номера почти нет. Исключением был сайт автогэлери.орг.ру Андрея Богомолова, с которым переписывалось больше число людей, включая и автора этих строк, и там аккумулировалась информация о номерных знаках еще в 90-е - начале 2000-х гг, когда Интернет имел неширокое распространение. На данный момент понятно, что не все выводы из газетных публикаций и фотографий, на которых базировался сайт, были сделаны правильно, но на этих сведениях выросла та информация, которую сейчас о знаках можно нарыть в Интернете.
Так вот, с Андреем мы и пытались понять, что это за черные номера, которые тогда было принято относить к послевоенному периоду. Позже в коллекцию попал первый такой номер.
После его появления - находка была сделана на местах боев, я начал рыть, и выяснилось, что это явление массовое, а не ошибка на фото или перекрас знаков обр. 1946 г. В итоге известный автожурналист Сергей Канунников поделился информацией об имеющихся в его книге фото с демонстрации в НАМИ автомобилей КИМ-10. Их датировка четко дала понять, что номера довоенные. Сейчас можно сказать точно, что перед войной был принят, но не успел появиться широко, новый стандарт знаков. В поисках информации по нему я уже 5 лет рою в архивах и библиотеках любые сведения о номерах, что переросло в решение о создании книги об истории номеров в России и СССР.
Одной из важной глав этой истории и являются как номера военных автомобилей, так и различные знаки ГСВГ, в частности. Вот о них я и хотел бы позадавать вопросы - вдруг кто-то сможет что-то вспомнить. Конечно, не отказался бы и от предложений пополнить коллекцию номерами.
А теперь кратко об истории военных номерных знаков в СССР.
В первые месяцы войны учет автомобилей не велся. Номерные знаки на них не выдавались. Поэтому в августе 1941 г. была принята первая попытка упорядочить учет. Приказом НКО №0260 от 1 августа 1941 г. отмечалось, что «учет машин в войсках не ведется. … Порядка на дорогах нет…» Предусматривалось:
«2. Учесть все автомашины, тракторы, прицепы и мотоциклы к 10 августа 1941 г.
3. Каждую машину, трактор, прицеп и мотоцикл передать водителю по акту … с указанием марки машины, номера машины и мотора…
4. Каждому водителю выдать на руки справку, что машина учтена».
Основным регистрационным документом на военный автомобиль до 1944 г. была «Справка о закреплении машины», введенная этим приказом.
Самая ранняя такая справка, о которой автор имеет информацию, датируется вторым кварталом 1942 г. Бланк справки имел место для номера машины. Но в приказе ничего не говорится о номерных знаках. Они вводятся приказом в феврале 1942 г.:
«1. На всех автомобилях и мотоциклах войсковых частей и соединений действующей Красной Армии к 15 марта 1942 г. нанести номерные знаки согласно приложению №1.
2. Закрепить за фронтами и отдельными армиями номерные знаки согласно инструкции и перечня номерных знаков (см. приложение №2).
Каждый номер для военных автомобилей и автомобилей войск НКВД действующей армии состоял из буквы и пятизначного числа. На легковых автомобилях и мотоциклах буква отделялась знаком тире от первой цифры, первая цифра отделялась тире от второй, третья – от четвертой. Т.е. номерной знак военных автомобилей и мотоциклов имел вид «М-0-01-36». На легковых автомобилях и мотоциклах номер наносился краской на щитках из фанеры или жести, укрепленных в районе светосигнального приспособления, по всей длине щитка.
На практике расположение тире и даже число цифр номера соблюдалось не всегда. Одна буква и пять цифр этих военных номерных знаков могли писаться слитно или разделяться пробелами и тире практически в произвольном порядке. По числу знаков номера отклонения встречались куда реже, чем по расположению тире: для автомобилей номер состоял почти всегда только из буквы и 5 цифр (есть одно фото-свидетельство о номерном знаке с буквой и шестью цифрами). Номера мотоциклов иногда имели на одну цифру меньше. Но в имеющихся у автора копиях Приказов НКО не говорится об уменьшении на мотоциклах числа цифр до четырех. Строго говоря, пока причины возникновения таких знаков непонятны, но они встречались массово:
Вот пример "правильного" мотономера:
Приказы в отношении военных номеров, совмещающие переучет имеющихся транспортных средств, издавались в годы войны ежегодно. Не все приложения к приказам есть у автора, может там и найдется объяснение четырех цифр на номерах военных мотоциклов, а также "звездам", нанесение которых было строго запрещено ранними приказами.
Предписывалось номерные знаки наносить на щитки, оговаривался их размер. Лишь на грузовиках передние знаки могли наноситься на дверцах или под лобовым стеклом.
Несмотря на требования приказов, номерные знаки могли наноситься краской на бамперах, под лобовым стеклом без применения специальных пластин. Позднее, с ростом числа трофейной техники, для нанесения номерного знака, особенно на легковых автомобилях, использовалась пластина старого (чаще всего немецкого) номера, которую просто закрашивали, нанося новый военный номер.
Отредактировано tank (22-05-2017 22:03:12)
Поделиться622-05-2017 21:55:31
Пришлось разделять сообщения из-за невозможности добавить фото. Не совсем разоборался пока с форумом.
Так вот, в конце войны появлялись знаки даже с шестью цифрами. Вот пример такого номера на "Хорьхе" первого военного коменданта Берлина из его семейного архива, которым со мной поделился родственник ветерана. Явно нанесен знак на месте пластины немецкого номера.
Вернемся чуть назад. Благодаря обнаруженным в Севастополе путевым листам автомобилей 170-й Автомобильной Роты за несколько месяцев весны 1942-го года, можно уточнить время появления номерных знаков – их выдача не была закончена к 15 марта, как предписывал приказ НКО, а продолжалась в течение апреля 1942 г. Вот что пишет о находке этих документов человек, который к 2013 г. смог расшифровать и восстановить некоторые из них: «Около 15-ти лет назад эти документы были обнаружены военнослужащими действующей воинской части... Документы находились в кабинетной тумбе с опломбированной сургучной печатью дверцей. Сами путевые листы находились внутри, были разложены по месяцам, каждый месяц был завернут в газету «Красная Звезда» за 1942-й год, каждый такой сверток был перетянут почтовым шпагатом и так же опечатан сургучной печатью. За ненадобностью и варварским невежеством военных в отношении этих раритетов ... все они, вместе с кабинетной тумбой, были выброшены на военную свалку неподалеку от воинской части. Там они и были найдены и переданы мне». Благодаря найденным документам удалось скорректировать знания о начальном периоде войны, об обороне Севастополя, и внести вклад даже в описание истории номерных знаков СССР. Как я уже написал выше, номера менялись ежегодно, на номерах конца войны можно увидеть звездочку, а на знаках флотских автомобилей - изображение якоря в кружочке. Несколько лет назад в Калининграде на месте расположения воинской части был найден номер такого вида, начинавшийся с буквы «Ф». Мало того, что он оказался частично отштампованным – буква «Ф» и якорь в круге в правом углу выдавлены. Размер пластины номера 365х170 мм, цифры нанесены краской. После этой находки удалось установить еще несколько номеров с четким различимым изображением якоря, причем все они были серии «Ф». Был сделан вывод о том, что серия «Ф» выделялась для автомобилей ВМФ, и это выделение произошло уже в годы войны, не позднее 1944 г.
Номера вида А1-23-45 просуществовали, как уже написали выше, до 1962 г. Тогда произошла их замена на пластины, по структуре аналогичные новым гражданским знакам. С 1959 г. гражданские номера получили в серию третью букву - 12-34абв, по сравнению с номерами 1946 г. буквы серии переехали за цифровой набор номера. Вот и военные номера решили видоизменить по указанному образцу, только буквенная серия стала состоять из двух знаков - 56-78 юя и фон знаков по приказу был исключительно черным. В ГСВГ были отклонения - о них ниже. Позже размер таблички номера решили в целях стандартизации удлинить до размеров гражданского знака - 465 мм, а в 85-м году ввели новым приказом МО №10 знаки для военных легковых автомобилей ГАЗ-24 и ВАЗ длинной пластины 520 мм, кстати довольно редкие. Эти номерные знаки обр. 1962 г. и более поздние предписывалось с определенного момента выпускать не крашенные, а только в штампованном исполнении, но не везде автослужба имела для этого техническую возможность. Поэтому крашеные плоские номера, иногда даже без каймы по контуру, можно было наблюдать до 2000-х годов.
Про эти знаки все всё, в общем-то помнят и знают. Но есть целый ряд нюансов, про которые я и хотел бы узнать.
Что мы имеем непонятного, конкретно про ГСВГ.
1. Пару недель назад один иностранный историк в области номерных знаков поделился со мной фотографиями, которые произвели эффект разорвавшейся в моем мозгу бомбы. Фото были сделаны в Германии, в период середины 60-х гг. Делались они старым коллекционером номеров, который давно умер. Так вот, на его фотографиях автомобили ГСВГ имеют номера на желтом фоне. Лишь на одной фото номер черный. Вопрос - кто что помнит и может сказать про это?
2. Уже в развал Союза на ряде транспортных средств в ГСВГ, судя по всему, с каким-то особым статусом, появляются номера на белом фоне. Ничем другим они не отличаются, т.е. производятся на том же оборудовании - цифры, буквы, всё как и на черных знаках. Но почему фон белый? Информация у меня очень отрывочна.
Вот о чем речь:
3. Встает вопрос про транзитные бумажные номера. В поздний период (90-е годы) они имели такой вид:
По номерам на фото мне известны серии "ЗГ", "ЕЮЛ", "НТБ", "ХШР". Может были еще какие-то? Как следовали друг за другом упомянутые серии или имели ли они какую-то привязку к городам выдачи? Каков был порядок выдачи таких знаков?
4. А какими были более ранние номера такого плана? Вот что есть по периоду конца 60-х годов:
Может у кого-то сохранились фотографии таких номеров, может сами номера, где на обороте стояла дата выдачи?
5. Очень мало информации про номера Миссий Связи. Когда-то я общался на эту тему с военным историком по имени Александр Витальевич Фурс. Он кое-что рассказал мне, договорились о встрече, но уже несколько лет я не могу связаться с ним. Закрадываются очень нехорошие предчувствия. Вторую порцию информации я получил благодаря Сергею Сидоренко, который мне и сообщил об этом форуме, и теме, которая на форуме существует. Но может быть, кто-то сможет рассказать о порядке выдачи подобных знаков, как с нашей стороны, так и нашей миссии - кто этим занимался, как менялись эти знаки по годам? Я точно знаю о нескольких, не менее трех типажах этих знаков на разном фоне, последние два были на желтом, а ранний тип - на темном (черном?)
6. Мне приходилось слышать и о велосипедных номерах для советских жителей военных городков, но я никогда даже фото их не видел, и ничего не знаю о дате их введения и порядке выдачи.
7. С определенного момента на знаках ГСВГ появился флаг РФ. Когда именно это произошло?
8. Один иностранный коллекционер имеет номерной знак, приобретенный им примерно в начале 90-х гг. По его словам знак ему сняли непосредственно с автомобиля. Так вот - знак на желтом (снова!) фоне. Якобы автомобиль был грузовым и учебным. Такое тоже было? Каков был порядок выдачи номеров на белом и желтом фоне?
В общем, приглашаю всех к обсуждению. Очень надеюсь, что Вам будет что вспомнить. Сам я, увы, в ГВСГ не служил. Мне пришлось указать Берлин как город службы, иначе регистрации на этом форуме не происходило. Надеюсь, это нарушение правил найдет свое понимание у модераторов и админов.
И еще - в одном из сообщений выше на фото ЗИЛ-131 имеет украинский современный военный номерной знак. К СССР или Германии он отношения не имеет.
Отредактировано tank (22-05-2017 22:11:19)
Поделиться823-05-2017 06:36:50
Номер действительно отношения не имеет,а вот знак на двери
говорит о том,что машина была в ГСВГ или скорее всего в ЗГВ.
В общем то да , фотка современная и ГСВГ вряд ли имеет отношение эта радиостанция на базе ЗИЛ 131 ( значка СА на двери нет ) . Вероятно просто как вариант номерного знака на авто , я так думаю .
Поделиться923-05-2017 17:08:29
Номер действительно отношения не имеет,а вот знак на двери
говорит о том,что машина была в ГСВГ или скорее всего в ЗГВ.
Мы про разные автомобили говорим. Я про ЗИЛ-131 с номером 2124 Н7.
Поделиться1023-05-2017 17:56:06
Мы про разные автомобили говорим. Я про ЗИЛ-131 с номером 2124 Н7.
Не внимателен,сорри.
Поделиться1124-05-2017 05:08:25
И еще - в одном из сообщений выше на фото ЗИЛ-131 имеет украинский современный военный номерной знак. К СССР или Германии он отношения не имеет.
Не внимателен,сорри.
Это мой косяк... Сослепу привел этот снимок, как пример современных номеров армейских автомобилей...
Сейчас исправлю...
Поделиться1324-05-2017 08:32:47
Вот, наверное, самый главный знак, который отличал транспорт ГСВГ от всех остальных...
Что то я не помню совсем этот знак. Не было у нас их наверное.Вот к примеру.
Поделиться1424-05-2017 08:57:35
Вот образцы автомобильных знаков времен моей службы в ГДР...
Немножко не в тему, так как на танках номера были другие, просто хотел сказать что замполит увидя дембельские фотки с номерами на технике, безжалостно их удалял, и уничтожал.
Поделиться1524-05-2017 10:35:21
Вот образцы автомобильных знаков времен моей службы в ГДР...
а это чуть позже...
На последней фотке дед на посту в парке что ли , автомат висит как бердеданка и с сигаретой .
Поделиться1624-05-2017 13:58:40
автомат висит как бердеданка и с сигаретой .
А меня больше удивило наличие большого количества воды.
Поделиться1824-05-2017 16:20:13
Не втему...но вы парни какие то невнимательные
это я у кого...когда то спрашивал
Не помню .
Поделиться1925-05-2017 05:11:38
А меня больше удивило наличие большого количества воды.
Ну а как же поговорка: "Германия - это страна дождей!!!, б-дей и всего остального... "
это я у кого...когда то спрашивал
Это ты у кого сейчас спрашиваешь???
Человек открыл интересную тему, а мы тут со своими ла-ла, бла-бла... Ну, думаю, простит он нас и наши ностальгические воспоминания...
Поделиться2226-05-2017 12:26:15
У нас во взводе были такие номера.
Поделиться2326-05-2017 12:31:18
Что то я не помню совсем этот знак. Не было у нас их наверное.Вот к примеру.
Посмотрел фотки свои, на некоторых машинах тоже знака не было.
Поделиться2726-05-2017 20:36:19
За мной числилось три машины , все без знака были .
А права то хоть были
Поделиться2826-05-2017 21:37:00
Спасибо! Очень интересные фотографии. Получается, на 1988 г. на номерах флага РФ еще не было (да и откуда ему там взяться, Союз еще не распался). Но и ни одного светлого (белого либо желтого) номера нет.
Очень интересны фотографии с мотономерами. Сейчас мотоциклов почти не осталось на довольствии даже в ВАИ. А в ГДР, получается, были.
Я сейчас тоже подкину фото - номера на белом фоне, на легковом - флаг РФ. Датировка и место съемки неизвестны.
А вот еще загадочные номера. Это гражданские металлические транзиты. Говорят, что с такими же армейскими номерами (в Приказе МО№10-85 их описание имеется) перемещалась и вывозилась техника эшелонами в Союз. Но что из себя такие транзиты представляли - непонятно. Были ли они штампованными или крашеными, фото бы хоть найти, не говоря уж о номерах для коллекции.
А вот копаясь нашел фото номера, о котором уже писал - желтый фон, с флагом, якобы снят с учебной грузовой машины. Что скажут уважаемые эксперты, попадался ли кому-то такой?