Форум ГСВГшников

Объявление

Форум в строю .

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум ГСВГшников » Музыка нас связала » Я ненавижу сплетен в виде версий ! ( Высоцкий в нашей жизни) ч.1


Я ненавижу сплетен в виде версий ! ( Высоцкий в нашей жизни) ч.1

Сообщений 301 страница 330 из 1000

301

Валерий Перевозчиков

НЕИЗВЕСТНЫЙ ВЫСОЦКИЙhttp://s6.uploads.ru/t/uMJZI.jpg

302

Статьи

В начале 90-х годов прошлого столетия возникла идея создания «Энциклопедии Высоцкого». Вероятно, по образцу знаменитой «Энциклопедии Лермонтова». При музее Высоцого была образована редакция во главе с Дмитрием Галковским. Для этой энциклопедии я и начал делать первые статьи, а точнее, это были подборки биографического материала по определенным темам.
Энциклопедия не вышла, о судьбе редакции в музее говорили, что она исчезла вместе с очень дорогими тогда компьютерами. На каких условиях и в каком составе работала редакция, и работала ли она вообще – мне неизвестно. Статьи же остались, некоторые из них публикуются в этой книге.

303

Леонид Ильич Брежнев

Пятнадцать лет назад такое было
Кто всплыл – об утонувших не жалей!
Сегодня мы и те, кто у кормила,
Могли б совместно справить юбилей.

В. Высоцкий

К 15-ти летию Театра на Таганке.1979 г.
Конечно, Высоцкий помнил и о времени, и об обстоятельствах прихода Леонида Ильича Брежнева к власти в СССР, но мемуарных свидетельств об отношении Высоцкого к Генеральному секретарю ЦК КПСС очень немного... В.И.Туманов: «Конечно, Володя понимал, что Брежнев в последние годы – пустое место... Смеялся над ним». Второе – тоже легко представимое: Высоцкий прекрасно копировал речь Л.И.Брежнева. Cкорее всего, ВВ. в последние годы разделял всеобщее-ироническое: «Брежнев умер, но тело его живет».
Л.И.Брежнев присутствует в стихах Высоцкого, которые, конечно, не могли быть тогда напечатаны:

"Какие ордена еще бывают?" -
Послал письмо в программу "Время " я.
Еще полно?! – Так что ж их не вручают?!
Мои детишки просто обожают,
Когда вручают – плачет вся семья.
Но Высоцкий не мог ограничиться одной иронией. Он идет дальше:
Мою страну, как тот дырявый кузов,
Везет шофер, которому плевать.

304

Об отношении Брежнева к Высоцкому и его песням сведений тоже немного, но они есть... Конечно, Леонид Ильич знал о существовании такой неординарной и популярной личности, слушал его песни...
Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал В.И.Туманову: «Когда мы летели с Дальнего Востока – вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы – к стюардессам: «Вы что – с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева...»

305


Из воспоминаний зятя Брежнева – Юрия Чурбанова –
узнаем прямо противоположное: «Когда внуки крутили кассету с песнями Высоцкого, и его голос грохотал по всей даче, Леонид Ильич кривился...»
Но с другой стороны, в книге В.Новикова «Высоцкий» мы находим: «Случалось ведь петь в доме Галины Брежневой, отец которой в это время в больничной палате в телефонную трубку слушал Высоцкого. Трогательный факт, конечно, но что он меняет в жизни?» Об этом же рассказал в одном из выступлений Г. И. Полока, но тоже без ссылки на источник информации.
В сложное для себя время (1969-70 годы) Высоцкий даже хотел встретиться с Генеральным секретарем ЦК КПСС. Вспоминает Давид Карапетян: «Володя был ужасно расстроен этой историей с КГБ (во время поездки Высоцкого с Д.Карапетяном в Ереван сотрудники КГБ установили слежку и фиксировали каждый шаг ВВ.). Именно в это время он хотел каким-то образом встретиться с Брежневым и попытаться с его помощью решить свои проблемы; кто-то обещал ему устроить встречу с дочерью Брежнева. «Я должен быть совершенно чистым перед этим разговором».
О том, что после высылки Солженицына должен был принудительно «выдворен из страны» и В.Высоцкий – в последнее время сообщалось неоднократно – правда без ссылок на конкретные свидетельства или документы. Более того, – якобы уже готовое решение Политбюро ЦК КПСС по этому вопросу не подписали Л.И.Брежнев и Ю.В. Андропов. Другой вариант: высылку Высоцкого предложил Суслов, а воспрепятствовал этому Андропов...
После смерти Высоцкого в Москве говорили, что «сам Брежнев посочувствовал общему горю и слушал в день похорон на ялтинской даче Володины песни, особенно «Протопи ты мне баньку, хозяюшка... » (Д.Чижов «Отражения») Вот такие сведения – неоднозначные и противоречивые. Вполне возможно, что песни Высоцкого Брежневу нравились, но как говорилось в тогдашнем анекдоте: «А что могут подумать наверху?!»
Однако Леонид Ильич Брежнев сыграл в судьбе Высоцкого роль достаточно значительную – и вот при каких обстоятельствах... В 1971 году в Париже на встрече активистов Общества дружбы «Франция – СССР» с Л.И.Брежневым присутствовала Марина Влади – к тому времени жена Высоцкого. В начале встречи Брежнев долго говорил об истории дружбы между народами Франции и Советского Союза... Марина Влади пишет в книге «Владимир или Прерванный полет»: «...Ролан Леруа мне шепчет: «Смотри, как он поворачивается к тебе, как только заходит речь о причинах этой дружбы...» Действительно, я замечаю понимающие взгляды Брежнева. Я знаю, что ему известно все о нашей с тобой женитьбе. Прежде чем уйти, мы фотографируемся: группа французов вокруг советского главы. Этот снимок сделал гораздо больше, чем все наши хлопоты, знакомства и мои компромиссы вместе взятые».

306


Действительно, когда наступает критический момент
– Высоцкому в первый раз отказывают в визе для поездки во Францию – Марина Влади звонит из Москвы в Париж Ролану Леруа. Тот связывается с Жоржем Марше – тогда Генеральным секретарем французской коммунистической партии... «Позже мы узнали, что Жорж Марше хлопотал за нас перед самим Брежневым. Потребовалось доброжелательное вмешательство высшего чиновника СССР для того, чтобы ты получил – в конечном счете – законное». Более того, заграничный паспорт «в зубах», как выразился Высоцкий, принес прямо домой один из ответственных работников ОВИРа...
Более конкретны сведения о контактах Высоцкого с детьми Брежнева. (Высоцкий как-то сказал: «Меня любят все дети...» – имея в виду детей высшей партийной и советской номенклатуры.) Из воспоминаний художника Бориса Диодорова: «В 1969 году Володя вдруг привел ко мне Галину Брежневу. С ней был какой-то замминистра...» Общеизвестно, что Галина Брежнева песни Высоцкого знала и любила. Рассказывает Валерий Янклович – в последнее время один из самых близких для ВВ. людей: «Неоднократно Володя встречался с Галиной Брежневой. Он держал ее как бы на самый крайний случай. И чуть было не обратился к ней, когда начались эти следствия (в 1979-80 г.г. на Высоцкого было заведено несколько уголовных дел – о якобы незаконном получении денег...), когда он почувствовал, что кольцо начинает сжиматься. Колебался, обращаться или не обращаться – думал, что это будет унизительно для него. И еще – не было этого последнего края...»
После смерти Владимира Высоцкого к Галине Брежневой обратился Юрий Петрович Любимов – тогда были сложности с выпуском спектакля «Владимир Высоцкий»: «Сперва с Галиной я говорил – дочерью Брежнева, и она сказала, что плохо себя чувствует – это я говорил по поводу того, что не выпускают спектакль о Высоцком, а я знал, что она его поклонница горячая, Галина». Когда Галина Леонидовна умерла, Любимов пришел на прощание с ней с громадным букетом роз... «Она очень много сделала для театра и для Володи Высоцкого».
Сын Л.И.Брежнева – Юрий – работал во времена «цветущего застоя» заместителем министра внешней торговли СССР. Вторым замминистра был тогда Журавлев, который несколько раз и в разных ситуациях помогал Высоцкому. При содействии Журавлева – и, конечно, не без ведома Ю.Брежнева – ВВ. получил возможность беспошлинного ввоза из-за границы нескольких машин. Известно, что однажды «один замминистра (К. Трофимов?) пригласил Юрия Брежнева к Высоцкому на Малую Грузинскую. Я еще бегал в «Березку» – организовывал стол. Это было осенью 1979 года, сразу после Тбилиси и Пятигорска». (В. Янклович)
Но известен и другой факт... У Высоцкого был назначен концерт в
Министерстве внешней торговли, и он рассчитывал, что там будет и Ю.Брежнев. Вспоминает актер Театра на Таганке, близкий друг ВВ. – Иван Бортник: «Юрий Брежнев не захотел или не смог прийти... Об этом стало известно часа, наверное, за два до научала концерта.

Отредактировано Василий Павлович (07-12-2015 13:49:29)

307

И чиновники – как бы чего не вышло – один не пришел, второй, третий... Скорее всего, впервые на концерте
Высоцкого был полупустой зал».

Высоцкий хорошо знал Виктора Суходрева – личного переводчика Брежнева, знал – еще по Большому Каретному – его жену Ингу Окуневскую. И когда после смерти ВВ. нужно было решить вопрос о передаче квартиры на Малой Грузинской Нине Максимовне Высоцкой, друзья решили обратиться прямо к Брежневу. Вспоминает В.Янклович: «Марина Влади написала личное письмо Брежневу. Я позвонил Суходреву, изложил суть дела.
– Виктор, ты скажи точно, сможешь передать или нет?
– Дайте мне время до завтра...
Назавтра он позвонил мне и сказал, что письмо будет передано. Действительно, письмо Брежневу он передал, и вопрос был решен очень быстро».
Позже – точнее и подробнее об этом рассказали Инга Окуневская и Виктор Суходрев:
«…Известие о его смерти было для меня шоком. Виктор не смог пойти на похороны – у него в то утро были какие-то неотложные дела с иностранной делегацией, и я Поехала одна. Как-то я прошла в театр через все милицейские ограждения – сказала, что пришла по приглашению Марины. Тут же ко мне подскочил Кобзон:
– Инга, тебя ждет Марина! А где Виктор?
– На работе, он сейчас не может приехать.
Я прошла в кабинет к Юрию Петровичу, там сидела Марина. Мы обнялись. Она заплакала... А потом сказала: – у меня к тебе есть дело. Нужно, чтобы наша квартира осталась маме Володи. Нужно мое письмо передать Брежневу. Сможет Виктор мне как-то помочь?
– Знаешь, я за Виктора не могу дать ответ, я должна ему позвонить.
Позвонила Виктору, он сказал:
– Поезжай домой и жди моего звонка, а я постараюсь дозвониться до Александрова.
И я поэтому не поехала на кладбище – я на машине тут же вернулась домой и сидела, Ждала звонка. Где-то часам к пяти-шести Виктор дозвонился Александрову, и тот сказал:
«Присылайте мне письмо».
Виктор Суходрев: В общем, был звонок от Инги, она мне изложила просьбу Марины, и я ей сказал, что буду выяснять. Вы прекрасно знаете, какая была обстановка вокруг похорон: замалчивание его смерти в газетах, вся эта милиция вокруг – и так далее... Я не мог сразу сказать Марине, что письмо я, конечно, возьму, потому что не был на сто процентов уверен, что мне его удастся передать по назначению – я не знал, какова будет реакция «С той стороны». А взять письмо и не передать – это для меня былф абсолютно неприемлемый вариант. Я позвонил помощнику Брежнева, Андрею Михайловичу Александрову, с которым был хорошо знаком. Напомнил ему, что Марина, во-первых, является вице-президентом Общества дружбы Франция – СССР; а во-вторых, что, когда Брежнев незадолго до этого был с официальным визитом во Франции и принимал в советском посольстве руководство этого Общества, то особенно тепло он беседовал с Мариной, и именно поэтому она считает возможным направить ему такое (чисто личное) письмо.
Через какое-то время после очередной деловой встречи у Брежнева Андрей Михайлович сказал:
– Кстати, это письмо от Марины Влади, которое вы мне тогда переслали... Вы знаете, я его Леониду Ильичу даже не показывал. В этом не было необходимости, я просто позвонил в Моссовет, переслал его туда, и вопрос решился очень быстро, можно сказать, в одночасье.
Александров был человеком быстрых действий – он любил делать все сразу, сходу, что называется, – у него обычно бумаги не залеживались. Я думаю, что он позвонил в Моссовет в тот же день, когда мое письмо оказалось у него на столе, – то есть на следующий день после похорон Высоцкого»

308

Кстати, Владимира Семеновича Высоцкого похоронили в правительственном гробу (изделие номер «шесть» или просто «шестерка» – особой конструкции и из особых ценных пород дерева), в таком же гробу через два с половиной года уронили в могилу тело Леонида Ильича Брежнева.

309

Гитары Высоцкого

У меня гитара есть,
Расступитесь стены.

Когда и как Владимир Высоцкий впервые взял в руки гитару? Существует несколько противоречивых версий, Но, разумеется, самое достоверное свидетельство принадлежит матери ВВ. – Нине Максимовне Высоцкой: «В десятом классе, а, может быть, и раньше Володя мне говорит: «Мамочка, хочешь доставить мне удовольствие, – купи ко дню рождения гитару…» Купила ему гитару, тогда это было просто. И самоучитель – известного тогда гитариста – Михаила Высоцкого: «Вот, учись», – «Нет, мама, я уже сам умею». Сел и сыграл что-то простое. Кто-то научил его во дворе…»
Но вполне вероятно, что эти первые – очень простые – аккорды показал ВВ его школьный друг – Игорь Кохановский: «Мы подружились в восьмом классе, а мне мама подарила гитару в честь окончания семилетки. И я очень быстро научился несложным аккордам, но поскольку знал на память почти весь репертуар Вертинского, то стал это подбирать на гитаре… И когда мы собирались школьной компанией, я исполнял разученное. И Володя как-то попросил, чтобы я показал ему эти аккорды…»
Школа-Студия МХАТ. – Все сокурсники помнят Высоцкого с гитарой, но не с первого курса… Г.Епифанцев: «У Володи гитара появилась еще в Школе-Студии. – Я хорошо помню, как он пел уличные песни». Р.Вильдан: «С гитарой я помню Володю курса с третьего. Вначале он пел не свои песни, про Колыму, про сроки… А где-то в году шестидесятом сказал: «Все! Чужие не пою. Только свои».
Хотя сам Высоцкий вспоминал, что в Школе-Студии он только отстукивал ритм… Это подтверждает А.Макаров: «Хорошо помню, что довольно долгое время Володя совсем не играл на гитаре. Позже появилось ритмическое постукивание по столу или – как рассказывает актриса Жанна Прохоренко – по перилам лестницы. Она училась с Володей в Школе-Студии и хорошо его знала».
В общем, можно предположить, что гитара – уже как инструмент – появилась у ВВ на старших курсах Школы-Студии МХАТ. Г.Елович: «Он все время говорил: «Надо набить подушечки… Надо набить подушечки». А уж после студии постоянно приставал: «Послушай это… А это еще лучше!» И как он из мальчика-дилетанта превратился в мастера?! – Все это постоянная работа, постоянное самосовершенствование…»
А с середины шестидесятых годов Высоцкй воспринимается только с гитарой:
«Шел популярней, чем Пеле,
Носил гитару на плече»
(А.Вознесенский)

310


Вспоминает Иван Дыховичный:

«В Ленинграде на концерте произошел замечательный случай. <…> Мы с Володей сидели на подоконнтике, а мимо в зал шли еще люди. И один из них сказал: «Смотри, Высоцкий!» А другой говорит: «Да ладно… Высоцкий – с гитарой!» Они прошли, Володя их догнал: «Почему с гитарой?! Что она у меня из бока растет?! Что вы такое говорите, – она из меня растет, что ли, эта гитара?!»
Иногда на концертах Высоцкий использовал этот образ – «гитара растет сбоку»… И по всей вероятности эта фраза имела хождение среди друзей Высоцкого. Запись в дневнике В.Золотухина (31 мая 1969 года): «Была премьера «Хозяина тайги» (29-го в Доме кино). <…> Мы пошли в ресторан. Сели. Назаров заказывал. Стали петь. Просили Высоцкого все. Без гитары он не поет, жаль, что она не растет у него сбоку».
А вот как сам Высоцкий ответил на этот вопрос: «Когда появилась гитара?» (Пятигорское интервью, 14 сентября 1979г.): «Вы знаете, гитара появилась совсем случайно и странно. Я давно, как все молодые люди писал стихи. <…> Гитара появилась так: вдруг однажды я услышал магнитофон… Услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии – и стихи. Которые я уже знал, – это был Булат.
Я немножко обучен музыкальной грамоте, хотя, конечно, все забыл, – но это дало мне возможность хоть как, худо-бедно, овладеть вот этим бесхитростным инструментом – гитарой… Я играю очень примитивно. <…> Я специально делаю упрощенные ритмы и мелодии, чтобы это входило моим слушателям не только в уши, но и в души, чтобы мелодия не мешала воспринимать текст…
Вот из-за чего появилась гитара… А когда? – Уже лет четырнадцать назад, после окончания Школы-Студии».
Профессионально ли Высоцкий владел гитарой? На этот вопрос отвечает музыкант, композитор Анатолий Бальчев, хорошо знавший ВВ.: «В точном смысле слова – нет. Но и здесь у Володи был дар. Он мог брать очень сложные аккорды, даже не зная, что он берет именно эти аккорды. Володя все схватывал мгновенно: кто-то показал и он ставил палец так, как было нужно.

311

Прием он брал именно те 3-4 аккорда, которые были необходимы для его стихов».
Актер Театра на Таганке и тоже профессиональный музыкант Виталий Шаповалов: «Я Володе показывал какие-то вещи на гитаре и однажды сказал:
– Тебя упрекают в примитивизме: одни и те же аккорды…
– А мне больше и не надо.
– Нет, вот ты возьми шестую ступень, у тебя музыкальная фраза будет длиннее. Один аккорд, но ты его можешь разнообразить. Это даст тебе больше окраски.
– Шапен, я знаю шесть аккордов и народ меня понимает.
– Володя, ну я же тебе зла не желаю. Я просто хотел, чтобы у тебя звук был побогаче.
Он одевается на Чаплина, а я – на Карбышева в «Павших и живых». Походил-походил – к его чести, жажда узнать у него была сильнее гордыни – походил и говорит:
– Шапен, ну покажи.
Я ему показал это и он везде стал использовать:
– А ты мне еще что-нибудь такое покажешь?»
Гитар у Высоцкого было много. Проследить судьбу каждой практически невозможно. Расскажем вначале о самой знаменитой гитаре – гитаре народного артиста СССР Алексея Денисовича Дикого. Вспоминает Алексей Чердынин – кинооператор, в шестидесятые годы друг ВВ:
«У меня были тогда магнитофонные пленки, были и записи Высоц-кого, сделанные еще во ВГИКе. Тетя Шура (Александра Александровна Дикая – вдова А.Дикого, у которой тогда жил А.Чердынин) услышала Володины пес¬ни:
– А кто это поет? А что это за Высоцкий?
Это были первые Володины песни – уличные, дворовые, «блатные». А Дикой ведь сам побывал в сталинских лагерях, правда, недолго. <…>
В очередной раз ко мне приходит Володя, а я и говорю: «Тетя Шура, это и есть Высоцкий». И Александра Александровна попро¬сила Володю спеть...
А у нее в то время хранилась гитара Дикого – знаменитая гитара венской работы. Она побывала у многих известных артистов, а появи¬лась в России у цыган, в «Яре». С этой гитарой были связаны какие-то романтические истории, ее крали... Когда Высоцкий увидел эту гита¬ру, он сразу сделал «стойку на месте»! Вижу, у него «глаза навылет», говорит мне:
– Делай что хочешь, но это такая гитара!
<…> Мы начали потихоньку тетю Шуру «обрабатывать»... Устроили такую небольшую осаду – Володя приходил, пел... Конечно, он включил все свое обаяние, а это он делать умел... В общем, тетя Шура была очарована и, в конце концов, просто подарила Высоцкому эту гитару. Я хорошо ее помню – небольшая изящная гитара в большом футля¬ре, обшитом вельветом в мелкий цветок. Куда Володя дел эту гитару Дикого я точно не знаю…»
Об этой же гитаре вспоминает Нина Максимовна Высоцкая: «Я знаю, что актеры цыганского театра «Ромэн» в шутку говорили Володе:
– Скажи, где лежит твоя гитара – украдем!

312

К сожалению, дальнейшая судьба гитары мне точно не известна. Возможно, Володя подарил ее сыну Марины Влади – Пьеру, который тогда учился в консерватории по классу гитары. А футляр еще долго хранился дома – старый, пыльный, я его кому-то отдала».
Посмертная судьба гитар Высоцкого. Две гитары хранятся в квартире ВВ на Малой Грузинской, где живет теперь Нина Максимовна Высоцкая. Большая концертная гитара с двумя грифами, которая висит в кабинете и гитара мастера Шуликовского: сделанная специально для Высоцкого.

313

Одна гитара находится в США у друга Высоцкого Михаила Шемякина:
«…Врываясь, сразу хватал эту гитару. Гитара его хранилась у меня. Вот она и сейчас здесь стоит… Он сказал: «я оставляю ее, потому что это наш рабочий инструмент».
Еще одну гитару Высоцкий подарил Сергею Бабеку: «Когда я въезжал в свою квартиру на Речном вокзале, то Володя к новоселью подарил мне гитару. Потом оказалось, что она очень ценная…
– Володя, ну зачем мне гитара?
– Я же буду приезжать к тебе, чтобы было на чем играть.
Гитара хранилась у меня, потом нужно было ее отремонтировать. У меня был один знакомый – композитор Леня Гарин – он и отдал ее в ремонт. Потом пришел и говорит:
– Ты знаешь, это очень ценная гитара, – известного мастера.
Вот точно не помню: Климова или Климкина…»
Одна из первых гитар Высоцкого хранится у Инны Александровны Кочарян в знаменитом доме на Большом Каретном. На гитаре автографы Высоцкого, Стриженова и Утевского. И.Кочарян: «Володя купил эту гитару году в 60-м или 61-м. Купил за шесть рублей – тогда – за шестьдесят… И сразу принес к нам…» Возможно, именно об этом вспоминает И.К.Высоцкая: «Я помню, что мы покупали гитару, но не помню когда… Хорошо запомнила, что мы платили шестьдесят пять рублей старыми деньгами. Но я не возьму на себя смелость утверждать, что это была первая гитара…»
Во всяком случае, первые записи песен Высоцкого – или большей их части – были сделаны в квартире Кочаряна, под аккомпанемент именно этой гитары. В том числе и знаменитая «Золотая пленка Кочаряна»
Еще одна гитара Высоцкого – и тоже из самых первых – теперь храниться в Музее Высоцкого на Таганке. Она подарена семьей Абрамовых.

314

ГАИ СССР

За 42 года своей земной жизни Владимир Высоцкий более 10 раз попадал в серьезные автомобильные аварии. Разбивал машины, переворачивался,– спутники его получали серьезные травмы: переломы, сотрясения мозга,– сам ВВ. отделывался более или менее глубокими царапинами.
Только два раза «дорожно-транспортные происшествия» случались не по его вине. Естественно, что его отношения с работниками Государственной автомобильной инспекции складывались далеко неоднозначно...
О том, как Высоцкий водил свои автомобили – очень быстро и очень неосторожно – сохранилось много свидетельств. Первая «проба скорости» состоялась на Украине…

Отредактировано Василий Павлович (07-12-2015 14:22:38)

315

Вспоминает, а точнее излагает Давид Карапетян:

«...И вот Володя, словно читая мои мысли, просится за руль. Оказавшись на безлюдной трассе, прошитой желтой канвой несжатых полей, Володя не мешкая... с места в карьер – рванулся в заманчивый оперативный простор. Словно почуяв беду, суетливо заметалась взлетевшая стрелка спидометра... Я посмотрел на друга и... залюбовался: судорожно стискивая руль вконец загнанной легковушки, безбожно нажимая на газ, он в каком-то вертикальном взлете души был весь устремлен к финишной ленте горизонта...
Нам помешал внезапно возникший поворот. Он был вполне безобидным, но Володя растерялся и резко, как все новички, нажал на тормоз, вместо того, чтобы убрать газ. Я попытался вывернуть руль, но было поздно: со скрежетом остановившись и чуть поразмыслив, наш «Москвич» закружился в неуклюжем фуэте, соскользнул на край обочины и, неловко перевернувшись, кубарем покатался вниз. И самопроизвольно встал на колеса: несмотря на кульбит, он вовсе не собирался сходить с дистанции... Дебют Высоцкого в роли авто-аса длился не более пяти минут...»
Учил Высоцкого водить Борис Диодоров, учил на своей «Волге». У Высоцкого все получалось сразу. Приведем один поразительный эпизод, рассказанный Борисом Аркадьевичем Диодоровым: «Однажды Володя позвонил мне: «Я на машине…» Поехали куда-то. Володя вцепился в руль – он недавно начал водить – и говорит: «Вот сейчас будем мчаться по хорошему шоссе, почти лететь… И чтобы кто-нибудь ехал навстречу – лоб в лоб! Интересно, свернул бы тот другой или нет?» Меня это поразило».

316

Итак Высоцкий очень быстро научился – и водить и нарушать и рисковать…
Георгий Гречко: «Однажды Владимир пригласил меня на концерт в какой-то Дом культуры в районе заставы Ильича. Володя был на «иномарке», его друзья – тоже. <...> Поехали. Или Володя со своими друзьями очень спешили, или это был их обычный стиль, но они мчались как сумасшедшие. Почти никакого внимания на светофоры, трамваи обгоняли по встречным рельсам!» Надо отметить, что космонавт Гречко на обычной «Волге» все же не отстал от Высоцкого.

317

Свидетельство Алексея Штурмина:

«Он водил неосторожно. Мне кажется, что это было у него в характере. Был такой случай: серьезно заболел Валерий Янклович, он лежал в больнице, в Измайлово. Володя мне звонит:
– Валера там умирает! Давай поедем, сделаем что-нибудь!
Я бросил все, приехал. А Володя только что купил «Мерседес-450» – очень мощная спортивная машина. <...> И вот зимой – это было как раз под Новый год – мы поехали в больницу. Володя врубил дальний свет и попер против движения! Я спокойно отношусь к опасности, но тогда мне было очень неуютно. И то, что он часто разбивал машины не было случайностью, скорее – закономерностью».

318

Врачу-анестезиологу Станиславу Щербакову пришлось испытать еще более сильные ощущения: «...потому что он гнал как сумасшедший! Когда мы приехали, меня, извините, тошнило. Володя рвал и метал: то под 120, то «по нулям». Я ведь и на «скорой», и на реанимобиле поездил – переносил нормально, а тут меня тошнило».
Вероятно, при темпераменте и темпе жизни Высоцкого перейти на другие скорости он просто не мог.
Анатолий Эфрос: «Он летал по Москве на своем автомобиле с быстротой молнии. Однажды у красного светофора его машина догнала мою. Он открыл окно и прохрипел, сделав смешное ударение:
– Наперегонки!
И рванул так, что я сразу потерял его из виду».

319

Однажды А.С.Макаров встретил Высоцкого на «Мосфильме»: «Володя предложил подвезти. Мы сели, кажется, в «БМВ». Он так гнал, что я сказал:
– Володя, мы же взлетим!»

320

Но надо сказать, что не всегда это было связано с характером ВВ.,– в последнее время сказывалась болезнь... П.П.Николаев – бывший участковый милиционер на Малой Грузинской: «А в каком состоянии он водил машину?! Теперь это подается как смелость и прочее... А это было безрассудство».

321

Илья Янклович:

«Володя водил машину в любом состоянии…Я сильно заболел, но тогда еще не было известно, что это воспаление легких…Отец был занят и попросил Володю заехать за мной. Он приехал, и вот тогда я понял, что и сам Володя серьезно болен. Он даже нетвердо стоял на ногах, а один раз поскользнулся на лестнице…Но он забрал меня из школы – и не обращая внимания на перекрестки и светофоры – отвез меня в больницу и, как оказалось впоследствии, спас мне жизнь».

322

Как же реагировали московские «гаишники»

На регулярное превышение скорости, да и на более серьезные нарушения. Конечно, легендарному Высоцкому иногда прощали – или разрешали – то, что не позволяли другим. В.И.Туманов: «Мы торопились куда-то. Надо было развернуться. Володя говорит «гаишнику»:
– Начальник, можно я здесь развернусь?
Тот так посмотрел:
– По-моему, Владимир Семенович, Вам все можно.
Ну, Володька и развернулся на сплошной».

323

Близкий друг Высоцкого рассказал мне, что однажды они серьезно загуляли... Была плохая погода, – шел снег – и маленький скоростной «Мерседес» застрял рядом с отделением ГАИ. Начальник отделения, видя состояние друзей, не только помог вытащить машину, но и сам сел за руль, чтобы отвезти их домой. Высоцкий сидел на заднем сидении и хлопал майора по плечу:
«А!? Хороша машина! А как идет!»

324

И еще одно очень любопытное свидетельство Вадима Ивановича Туманова:

«Ездил Володя очень хорошо… Но был ли он асом? – для меня ас – это человек, который не только хорошо ездит, но и досконально разбирается в машинах…Однажды я говорил Володе: «Давай, вымоем твою машину, чистая она быстрее идет…» Ну, пошутил так. Вымыли. Едем, Володя говорит: «Слушай, Вадим, она действительно быстрее идет»…

325

И еще одно очень любопытное свидетельство Вадима Ивановича Туманова:

«Ездил Володя очень хорошо… Но был ли он асом? – для меня ас – это человек, который не только хорошо ездит, но и досконально разбирается в машинах…Однажды я говорил Володе: «Давай, вымоем твою машину, чистая она быстрее идет…» Ну, пошутил так. Вымыли. Едем, Володя говорит: «Слушай, Вадим, она действительно быстрее идет»…

326

В.И.Туманов:

«Гаишники», конечно, останавливали, штрафовали... А один несколько раз догонял и штрафовал. Специально, конечно».
В.Б.Смехов: «Он на днях ехал по спокойной трассе, остановился по свистку и «тот» <...> инспектор поставил просечку в правах. А когда ошарашенный водитель назвался, тот осклабился радостно:
– А я знаю! Я тебе и ставлю дырку, потому что ты – Высоцкий!»

327

«Иномарок» в Москве тогда было немного, Высоцкого знали в лицо, знали и номера его машин. Первую иномарку «Рено – 16» в начале семидесятых годов Марина Влади купила во Франции и привезла из Парижа. Естественно, на машине были иностранные номера. А такие машины тогда не выпускали дальше чем за 100 километров от Москвы. Сам Высоцкий рассказывал об это так: «За сто километров от Москвы меня уже не выпускают, Из-за иностранных номеров останавливают, и все. Я им (гаишникам) говорю: «Вот мои документы, я – Владимир Высоцкий. Если Вы меня не знаете… Не знаете! – Но я же гражданин Советского Союза! У меня есть доверенность, это машина моей жены…» – «Все равно с такими номерами не имеем права выпускать!»
Но были и другие сотрудники ГАИ, которые знали и любили песни Высоцкого – и совершенно другое отношение к Владимиру Семеновичу Высоцкому… Н.И.Тамразов: «Была весна 79-го года. Мы едем на большом сером «Мерседесе», и нас останавливает «гаишник»:
– Превышаете скорость.
А Володя вдруг говорит:
– А она медленнее не идет. Чего ни делаю, не идет медленнее.
«Гаишник» ничего не понимает, вроде сидят нормальные взрослые люди... Володя поворачивается к нему, тот увидел, узнал:
– Ну, товарищ Высоцкий, что же Вы шутите... Будьте осторожны».

328

Вспоминает А.Тюрин, организатор концертов Высоцкого в МГУ: «На концерт ехали с Таганки на двух машинах: Владимир Семенович – на своей, организаторы – на такси. На Ленинском проспекте Высоцкий собирался оставить машину у друга (кажется, Ивана Бортника) и пересесть в такси. Поручив не отставать от него, он поехал первым. Однако после первых двух светофоров его «Мерседес» исчез из виду. В ответ на упрек таксист в сердцах воскликнул:
– Я в своем автопарке самый опытный водитель, но угнаться за Высоцким – это самоубийство! Его номер машины знаком всей милиции Москвы – вот и догони его попробуй, если ему – ни красных, ни зеленых...»
Повторим, что далеко не всегда эти «гонки» заканчивались благополучно. Марина Влади рассказывает об аварии на «рено-16» – на той самой – первой «иномарке» ВВ.:
«Только вернувшись домой, я понимаю всю серьезность аварии: весь перед смят, машины больше нет».

329

А.Демидова:

«Переезд на гастроли в Ленинград. Высоцкий попал в аварию. За 70 километров до Ленинграда. Перевернулся. Сам, слава Богу, ничего – бок машины помят».
1 января 1980 года «Мерседес-250» на большой скорости, да еще на обледенелой дороге врезается в трогающийся с остановки троллейбус. Два пассажира получают серьезные травмы, у Высоцкого только сильно поцарапано лицо. Бог, действительно, хранил или судьба берегла – для чего-то другого?..
Подъезжает патрульная машина ГАИ – составляется протокол о серьезном ДТП… И Высоцкому грозит уголовное дело…Друзья пытаются помочь… В, Абдулов: «Мы обращались к Владимиру Баеву – однокласснику Володи – а он работал тогда зав. отделом кадров ГАИ СССР. Но и он не смог помочь – дело уже было передано в милицию. Да, когда у Володи отбирали права – это Баев всегда их возвращал».

330

В заключение еще один эпизод…

Высоцкий вместе со своим другом Бабеком Серушем опаздывают в Шереметьево: «Володя начал гнать. И его останавливает сотрудник ГАИ – сразу узнал Володю:
– А – Высоцкий... Автограф!
– Мы опаздываем. Если сделаешь «зеленую волну» – дам автограф.
«Гаишник» передал по рации, и Володя гнал до аэропорта как сумасшедший».
28 июля 1980 года. Похороны Владимира Семеновича Высоцкого. Траурный кортеж от Театра на Таганке движется по Садовому кольцу.
Работники ГАИ отдают честь и останавливают даже «олимпийские» автобусы. Последний путь – и снова: «зеленая волна».

Отредактировано Василий Павлович (07-12-2015 15:23:28)


Вы здесь » Форум ГСВГшников » Музыка нас связала » Я ненавижу сплетен в виде версий ! ( Высоцкий в нашей жизни) ч.1