Витшток
Сообщений 1 страница 30 из 38
Поделиться708-05-2019 17:49:47
Аэродром Витшток - очень необычная и мало посещаемая эксплорерами локация. Находится он далеко от больших городов на самой окраине Бранденбурга и мало кто добирается в эти места. Традиционно такие малопосещаемые места таят внутри себя множество сюрпризов. Аэродром Витшток порадовал нас очередным памятником Ленину, самым большим спортзалом из всех, что доводилось видеть и полностью свободным доступом ко всем локациям. Настолько свободным, что перемещались мы по территории аэродрома на машине, на которой тут можно заехать вообще везде.
Хранилище тактического ядерного оружия на аэродроме Витшток представляло собой обычный типовый цилиндрический бункер типа "Гранит", сооруженный из готовых сегментов.
В бункере отсутствовало напрочь какое-либо оборудование и даже гермодвери. Просто посреди леса лежит пустой, бетонный цилиндр.
Неподалеку от цилиндра находятся руины каких-то построек, видимо, относящихся к территории хранилища. Руины совсем тленные и скучные, смотреть тут нечего.
Самое красивое, что было в этой прогулке к цилиндрическому бункеру - осенний лес. Жаль, что фотография не передает все его магическое очарование в эту пору года.
Источник Ссылка
Поделиться809-05-2019 17:36:59
Выбираемся из леса с хранилищем и направляемся к взлетно-посадочной полосе. Практически всю ее территорию теперь занимает огромное поле солнечных батарей.
Солнечные батареи поглотили не только взлетно-посадочную полосу, но и почти всю территорию аэродрома и простираются в длину на два километра.
Создавать на территории бывших советских военных аэродромов солнечные электростанции - очень распространенная практика в Германии. В Витштоке расположена одна из крупнейших подобных электростанций.
Жилая и учебная часть парашютной школы Третьего рейха. К сожалению, все эти здания были снесены в 2017 году в связи с утратой статуса памятника истории, произошедшего в результате сильной обветшалости учебно-жилого комплекса.
Поделиться910-05-2019 17:35:57
Так выглядел бывший гарнизонный городок в 2008 году.
2014 год.
Всего за один 2017-й год гарнизонный городок был почти полностью снесен и его территорию поглотили солнечные панели. Если бы не статус памятников архитектуры у части зданий возле впп, от аэродромных построек ничего бы вообще не осталось.
Начнем осмотр зданий, расположенных возле бывшей взлетно-посадочной полосы, с востока и будем постепенно продвигаться на запад. Крайние два здания представляют собой два отдельно стоящих самолетных ангара, построенных в конце 1930-х и переживших снос аэродромных построек благодаря статусу исторического памятника.
Сооружение впечатляет масштабностью конструкции, но смотреть внутри совершенно нечего.
Отредактировано Partizan (11-05-2019 17:24:00)
Поделиться1011-05-2019 17:38:53
Еще один ангар, в который для экономии времени мы заехали прямо на машине. Внутри тусовалась группа мотоциклистов, так что мы сделали кружок, убедились, что смотреть в ангаре нечего, и поехали дальше.
Далее за ангарами находится комплекс зданий, в которые на машине не заедешь. Паркую автомобиль чуть в стороне от взлетно-посадочной полосы, по которой на бешеных скоростях гоняют нелегальные гонщики.
Вид со стороны на один из двух ангаров.
Между комплексом зданий и взлетно-посадочной полосой установлен памятный камень, напоминающий о разбившемся на этом месте в январе 1940 года австрийском парашютисте оберлейтенанте Герберте вон Гратци. Его парашют не раскрылся во время прыжка.
Внутри гаражной секции аэродромного комплекса.
От крыши в центральной части остался лишь бетонный каркас.
Поделиться1112-05-2019 17:35:33
Рядом пристройка с очень высоким потолком. При немцах это была комната для сушки парашютов.
Один из редких артефактов советского периода - нарисованные на стене немецкие знаки дорожного движения с пояснениями на русском. Видимо, здесь базировался автопарк аэродрома.
Стены зданий во многих местах покрыты уродливыми граффити, представляющими собой примитивную мазню.
Широкоугольный вид на гаражный комплекс.
Поделиться1213-05-2019 17:36:09
Дальше следуют более интересные в плане архитектуры административные здания аэродрома.
Внутри все совсем грустно.
А вандалы, мародеры и несознательные подростки разгромили все, что можно было разгромить за десятилетия заброшенности.
Витшток расположен в северном Бранденбурге на границе с Мекленбур-Померанией - это один из самых беднейших регионов Германии. Тут и сейчас не густо с финансами, а в 1990-е их вообще не было, как и средств для того, чтобы соорудить вокруг аэродрома забор и поставить хотя бы какую-то охрану.
Теперь тут не осталось ни одного целого окна - все разгромили вандалы, а общий вид великолепных в прошлом построек вызывает грусть.
Поделиться1315-05-2019 17:41:14
Luftwaffenmoderne - неофициальное название этого стиля авиационной архитектуры второй половины 1930-х. В тот период все аэродромы Рейха создавались в таком стиле.
Через арку с предыдущего снимка мы попадаем во внутренний дворик комплекса. Видно, что периодически его расчищают от растительности, иначе тут давно вырос бы густой лес.
Напротив арки в противоположной стороне дворика находится входная группа, ведущая в здание, соединенное с огромным ангаром.
На входе один из редких артефактов советской эпохи - пропагандистский плакат.
Тут же во дворике нашел остатки какой-то технической документации. Покинув городок, российские войска оставили тут всю офицерскую библиотеку, от которой теперь не осталось и следа, но такие вот редкие артефакты все еще можно встретить.
Источник Ссылка
Поделиться1416-05-2019 17:39:45
Проход через здание приводит в огромный ангар.
Здание это изначально предназначалось для укладки и ремонта парашютов, лишь в послевоенное время, когда аэродром заняли советские военные, здесь оборудовали спортзал.
На стенах сохранились отдельные артефакты, по которым угадывается, как использовалось здание в советское время.
Едва читаемая надпись "Слава советскому спорту".
Масштабы спортзала впечатляют.
Поделиться1517-05-2019 17:33:48
Рядом еще какая-то пристройка с высоким потолком, тут тоже проводили какие-то операции с парашютами. Из этого помещения есть выход в коридор здания.
Лестничная площадка, на которой сквозь сильную обшарпанность проступают признаки некогда красивой архитектуры модерна.
С первого этажа лестничной клетки можно выйти прямо к взлетно-посадочной полосе.
Сразу напротив входа расположена курилка, которая удивительно хорошо сохранилась.
Вид с курилки на входной портал здания.
Поделиться1618-05-2019 17:36:54
Возвращаемся обратно и поднимаемся на второй этаж.
На втором этаже расположен длинный коридор с помещениями по обе стороны, которые оказались совершенно пусты. Мне не встретилось даже ни одного настенного рисунка.
Казарменный санузел.
Возвращаюсь на лестницу и по ней спускаюсь в подвал. Тут встретилось чуть побольше артефактов, чем в самом здании.
В одном подвальном помещении были аккуратно расставлены советские пропагандистские плакаты, видимо, собранные кем-то из прочих помещений и складированные тут в подвале.
Поделиться1719-05-2019 17:37:43
Всего двенадцать идеологически выверенных плакатов.
Так как с артефактами в Витштоке не густо, приходится уделять внимание тем крохам, что сохранились от былого прошлого гарнизона.
В вышеназванном интервью витштокский историк говорит о том, что на аэродроме существовали подземелья, построенные немцами, по воспоминаниям очевидцев тут даже был подземный кинотеатр на двести мест. О том, использовались ли каким-то образом подземелья советскими войсками, неизвестно. Возможно, они слегка были подтоплены грунтовыми водами, и советские военные их замуровали сразу, возможно, подземелья каким-то образом использовались и были замурованы перед выводом советских войск. Факт лишь тот, что подземная часть аэродрома уже в 1994 году была замурована наглухо и недоступна.
Так что витштокские подземелья теперь навсегда останутся тайной и пищей для баек и легенд, которые так популярны у советских военнослужащих.
Поделиться1820-05-2019 17:28:21
Покидаем этот комплекс зданий и идем дальше изучать остатки аэродромной инфраструктуры.
Осенние поездки имеют один минус - рано темнеет. До наступления темноты оставался один час, за который нам предстояло осмотреть еще много локаций, так что многие здания мы просто пропускали, как например эту вышку. Хотя по общему состоянию объекта и так было ясно, что вряд ли тут где-то остались сюрпризы и маловероятно, что мы пропустили что-то по-настоящему яркое и интересное.
Еще одним сюрпризом аэродромного городка стал стоящий на постаменте Ленин.
Состояние памятника печальное, кто-то отбил вождю лиц.
Архитектура Третьего рейха и символ советской империи в одном кадре. Есть в этом что-то символичное, как напоминание о том, что каждая империя даже самая мощная имеет свое начало и неизбежный конец.
Поделиться1921-05-2019 17:31:53
Когда только увидели этот памятник, первое, что пришло мне в голову - почему памятник вождю народов стоит в таком непрезентабельном месте, в каком-то скверике, а не в центре площади, где было бы логично видеть главный символ советского государства?
Из исторических снимков, понятно, что это не его родное место. В прошлом памятник стоял метров на пятьдесят дальше от здания как раз в центре площади. Затем его подвинули ближе к зданию Дома офицеров, что на заднем плане. Причем, судя по комментариям живших тут военных, подвинули его где-то в начале 1980-х.
Еще одно историческое фото Ильича.
Если последовать туда, куда устремлен взгляд Ильича, мы упремся в складское помещение, построенное в том же самом стиле люфтваффемодерна.
Внутри все традиционно пусто и скучно.
Поделиться2022-05-2019 17:40:16
На другой стороне здания недавно еще стоял комплекс парашютной школы, который снесли в прошлом году и на его месте очень оперативно установили солнечные панели.
Красивый был комплекс зданий, хотя по снимкам в сети видно, что его состояние было крайне печальным.
Поднимася на второй этаж складского здания. В центре этажа расположена шахта лифта, для перемещения грузов между обоими уровнями склада.
Из окон второго этажа открывается вид на возникшее тут в прошлом году поле солнечных генераторов.
Чуть дальше сохранилось кирпичное здание советского гарнизона, которое почему-то не стали сносить. Возможно потому, что хорошее состояние здания позволяет использовать его дальше для нужд солнечной электростанции.
Источник Ссылка
Поделиться2123-05-2019 17:33:18
С верхнего этажа склада также открывается живописный вид на два уцелевших ангара, с которых начался наш осмотр аэродромного комплекса зданий.
Покидаю здание склада, фасад которого хранит на себе отпечатки всех эпох, что довелось пережить этим строениям.
Дороги между объектами аэродромного комплекса вымощены немецкой брусчаточкой, которая практически вечная. Качество укладки брусчатки впечатляет - восемьдесят лет прошло с тех пор, а она до сих пор как новенькая!
Завершаем наш обзор немецких сооружений аэродрома последним ангаром с двухэтажной пристройкой, которую вы видите на фото.
Внутри пристройки все пусто и разрушено.
Поделиться2224-05-2019 17:27:03
Тут в плане артефактов тоже все грустно, но ангары впечатляют хотя бы масштабами и своей техногенной фотогеничностью.
"На благо отчизны идет твой труд - не трать напрасно рабочих минут" - эта надпись на воротах является единственной советской меткой в этом ангаре.
Через проход в стене попадаю в еще один ангар, внутри совершенно пустой.
Ворота наружу.
Общий вид на оба ангара в лучах заходящего октябрьского солнца.
Поделиться2325-05-2019 17:41:45
К ангарам слева примыкает двухэтажное здание, образующее с ними единый комплекс.
Когда-то на фасаде здания были часы. Немцы любили в тридцатые годы встраивать часы в модерновую архитектуру. Интересно, функционировали ли они в советский период истории аэродрома?
Осень и закатное солнце раскрашивают заброшенные постройки и растительность вокруг в потрясающие цвета... А синее небо вносит особую атмосферу умиротворения в этот покинутый мир. Прекрасная погодка и октябрь немало поспособствовали тому, чтобы этот рассказ о довольно тленном объекте получился красочным и живописным.
Сейчас в этих местах царит тишина, нарушаемая лишь нелегальными гонщиками, которые используют ровную бетонку взлетно-посадочной полосы для проверки способностей своих стальных коней. А раньше весь город Витшток и окрестные деревушки сотрясались от грохота реактивных двигателей самолетов, регулярно совершающих тренировочные полеты.
Ворота на замке.
Поделиться2426-05-2019 17:36:52
Бомбы, кстати, тоже сбрасывали тут неподалеку. Юго-восточнее аэродрома находился полигон для отработки самолетами бомбометания, так что представляю, каково было местным жителям постоянно слушать рев реактивных двигателей и грохот взрывов на полигоне. После ухода советских войск, эту территорию вместе с полигоном хотел прибрать к своим рукам Бундесвер и использовать дальше в качестве военного аэродрома и авиационного полигона, но натолкнулся на протесты местных жителей, которые были категорически против военного аэродрома, расположенного в такой близости от города. Так что планы Бундесвера не осуществились и теперь тут вместо военной базы солнечная электростанция, а вместо грохота реактивных двигателей, тишина и пение птиц, нарушаемое лишь изредка пролетающим спортивным автомобилем или группой мотоциклов
Нужно отдать должное теплой и солнечной осени, которая сделала эту прогулку немножко сказочной и магической, особенно под вечер.
Где-то в зарослях прячется диспетчерская вышка.
Закатный свет.
Желто-зеленая листва, отблески заходящего солнца в стеклах заброшенного ангара и тишина
Поделиться2628-05-2019 17:24:34
Теперь из одиннадцати панелек осталось всего лишь пять и не очень понятно, почему снос остановили на середине. Все остальные объекты инфраструктуры района, такие как: котельная, детский сад, магазин и прочее снесли подчистую.
Первый же взгляд на панельки разочаровал - все они оказались полностью разобраны до состояния голых стен.
Видимо, их тоже готовили к сносу, но затем по какой-то причине снос остановили и скелеты панелек так и остались стоять посреди дикой природы районом-призраком.
Исследовать тут совершенно нечего.
Даже заходить внутрь не надо, чтобы понять, что внутри не осталось совершенно ничего. Если тут был организованный демонтаж всех конструкций, то каких-либо артефактов внутри можно не ждать.
Поделиться2729-05-2019 17:26:57
Все же решили проверить парочку подъездов и натолкнулись на нечто удивительное - все входы на лестничные клетки в панельках зачем-то заколотили деревянными досками.
Зачем заколачивать вход на лестничную площадку, если с обратной стороны дома расположены балконы, через которые можно совершенно легко забраться внутрь квартир, а оттуда выйти на лестницу?
Мертвые панельки всегда смотрятся эффективно, они создают атмосферу заброшенного города, которая очень притягательна.
И очень живописна. Есть в этом какая-то особенная красота, которой можно любоваться всегда.
Наша очередная поездка выходного дня подошла к завершению. Мы решили выбраться на крышу.
Поделиться2830-05-2019 17:41:55
Но все лестницы на крышу отсутствовали, так что вместо крыши мы очутились на балконе одной из квартир на четвертом этаже.
Осень - прекрасный художник, раскрашивающий порой совсем не примечательный пейзаж такой яркой палитрой, что он приобретает особую глубину и выразительность и картина оживает на глазах.
ГСВГ-шное наследие в Германии в последние годы стремительно исчезает и лет через пять тут не останется вообще ничего, кроме затерянных в лесах бункеров. Поэтому я трачу все свое свободное время и почти все финансовые ресурсы на посещение того, что еще осталось и на фотодокументацию исчезающего на глазах пласта истории. У меня уже собрана огромная коллекция фотографий по сотням объектов ГСВГ и не только и пока будут позволять жизненные обстоятельства, я буду публиковать материалы из своих поездок, превращая их в посты. Иначе зачем вообще ездить, если не делиться увиденным с миром, оставляя память об исчезающих мирах в сети?
Еще один насыщенный день исследований подошел к завершению.
Поделиться3020-07-2019 18:21:04
Замечательная подборка фотографий. Я служил здесь в 1972 году помощником оперативного дежурного на КП 40 ртбр. ОД КП были м-р Еренков, к-н Арабчиков. Дежурным по связи ходил л-т Родин.К сожалению многих в лицо помню, а фамилии стёрлись из памяти.